вторник, 17 мая 2011 г.

Продолжая работу над "Бог под арестом" 17 мая 2011


                Кто-то как-то сказал, что христианство возникло в Палестине как путь, затем соприкасаясь с наследием греческой цивилизации, оно становится философией, покоряя римскую империю христианство становится социальным институтом, а в Европе христианство превращается в культуру, в Америке же христианство становится бизнесом. На самом деле идея делать на религии деньги была рождена далеко не предприимчивыми американцами – этой идее вероятно столько же лет, сколько и самой религии. В Новом Завете мы находим описание того, как с этим явлением сталкивается Сам Христос: «И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников. И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его» (Лук.19:45-48). Похожее описание с несколько другими деталями есть и у Иоанна:  «и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул» (Иоан.2:14-15). 
 И все же анализируя Писании, мы неизбежно придем к выводу, что деньги и религия судя по всему неотделимы друг от друга, да и Бог явно относится к этому с пониманием, поскольку десятины и пожертвования на Храм и левитов были заповеданы Израилю Самим Богом. Однако похоже, что в евангельском повествовании мы сталкиваемся чем-то совершенно иным, а именно с тем, что Богом и верой в Него начинают пользоваться для получения прибыли те люди, для которых это было абсолютно нелегитимно. С другой стороны, есть примеры, когда такими же нелегимными пользователями отделенных "для Господа" финансов становятся те, кому они изначально предназначались.
«И было ко мне слово Господне: сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, [а] стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому. Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их. Посему, пастыри, выслушайте слово Господне. Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли, - за то, пастыри, выслушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: вот, Я - на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их. Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках и на всех обитаемых местах земли сей. Буду пасти их на хорошей пажити, и загон их будет на высоких горах Израилевых; там они будут отдыхать в хорошем загоне и будут пастись на тучной пажити, на горах Израилевых. Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде. Вас же, овцы Мои, - так говорит Господь Бог, - вот, Я буду судить между овцою и овцою, между бараном и козлом. Разве мало вам того, что пасетесь на хорошей пажити, а между тем остальное на пажити вашей топчете ногами вашими, пьете чистую воду, а оставшуюся мутите ногами вашими, так что овцы Мои должны питаться тем, что потоптано ногами вашими, и пить то, что возмущено ногами вашими? Посему так говорит им Господь Бог: вот, Я Сам буду судить между овцою тучною и овцою тощею. Так как вы толкаете боком и плечом, и рогами своими бодаете всех слабых, доколе не вытолкаете их вон, - то Я спасу овец Моих, и они не будут уже расхищаемы, и рассужу между овцою и овцою. И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем. И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это. И заключу с ними завет мира и удалю с земли лютых зверей, так что безопасно будут жить в степи и спать в лесах. Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения. И полевое дерево будет давать плод свой, и земля будет давать произведения свои; и будут они безопасны на земле своей, и узнают, что Я Господь, когда сокрушу связи ярма их и освобожу их из руки поработителей их. Они не будут уже добычею для народов, и полевые звери не будут пожирать их; они будут жить безопасно, и никто не будет устрашать [их]. И произведу у них насаждение славное, и не будут уже погибать от голода на земле и терпеть посрамления от народов. И узнают, что Я, Господь Бог их, с ними, и они, дом Израилев, Мой народ, говорит Господь Бог, и что вы - овцы Мои, овцы паствы Моей; вы - человеки, [а] Я Бог ваш, говорит Господь Бог. (Иез.34:1-31)

Основное обвинение служителям (пасторам) заключается в том, что они «пасли сами себя», другими словами они пользовались служением для того, чтобы решать собственные проблемы, забывая о том, что их высокое призвание, которое для них стало еще и источником для пропитания, состояло в том, чтобы пасти или заботится о Божьем народе. Никто не против того, чтобы они имели вознаграждение за свой труд «ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали», но проблема была в том, что «а стада не пасли». Иезикииль очень четко говорит об обязанностях пастора, указывая на пренебрежением этими обязанностями: «Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали», вместо этого они, т.е. пастора, «правили ими с насилием и жестокостью». Что приводит к рассеянию овец, то есть к потери общности как народ Божий и к потери взаимоотношений с Богом. Все это приводит к тому, что Бог принимает решение вмешаться и Сам непосредственно становится пастором для овец Своего стада, что по сути означает отмену института человеческого пасторства. 
Здесь у меня возникает вопрос, на который у меня пока нет ответа: как нам воспринимать появление института "пасторства" в посланиях Павла? Как нам воспринимать существование этого института в современных церквях в свете того, что сказал сам Христос: "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос" (Матф.23:8-10).

P.S. Эта статья написана исключительно для того, чтобы услышать мнение читателей блога.

15 комментариев:

  1. если посмотреть в контексте то видно, что Христос предостерегает от превосходства духовных лидеров над паствой.
    и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. (Матф.23:2-12)

    Он осуждает фарисеев с их напыщенностью и гордостью и призывает духовных лидеров быть слугами а не смотреть на "паству" с высока. Более того, если говорить: были ли против Христос духовного наставничества то можно вспомнить наказ Петру " паси овец моих". Тем самым Он подтверждал, что Петр должен стать "пастухом" для "овец".

    ОтветитьУдалить
  2. Замечательно, но как быть с Моисеевым "желал бы чтобы все в народе Божьем были пророками" и с Петровым "царственным священством"? Кроме того, как понимать идеал новозаветных отношений у Иеремии "И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого"? Ну и как понимать процитированную главу из Иезикииля?
    Аделфос, я не опровергаю предложенное вами толкование слов Христа, я просто предлагаю расширить контекст :)

    ОтветитьУдалить
  3. А так и понимать: "И _Он_ поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова" На мой взгляд, этот текст дает исчерпывающий ответ на ваш вопрос. Это если не множить сущностей без нужды.
    Что же касается ВЗ пророчеств, то мне лично близка точка зрения, по которой следует различать эпохи: до Христа, во время Христа, во время Церкви, во время тысячелетнего царства и в вечности.

    ОтветитьУдалить
  4. Иногда церковь похожа на "театр одного актёра"
    и получается, что многие дары в пренебрежении.

    ОтветитьУдалить
  5. "И _Он_ поставил...", а технически это происходило, наверно, как то так: "Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и _поставил_ по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал" (Тит.1:5). Сейчас дискуссия рискует уйти в другую сторону, но Павел очень ясно говорит о том, что определенный офис в церкви занимается человеком с соответствующей "биографией" и только - похоже, что больше нет никакой "мистики".

    Что касается основной дискуссии, я согласен, что важно разделять эпохи, но на мой взгляд приведенные мной ВЗ пророчества, как раз таки больше и касались другой эпохи, нежели той, в которой они были произнесены. Они говорят об идеале, по сути, недостижимом идеале в рамках "пока не прейдет род сей", но тем не менее к этому идеалу должна стремиться новозаветная церковь.
    Христос сказал: "Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут"(Матф.24:34-35). Другими словами сущность человечества не изменится до Второго Пришествия Христа. Поэтому очевидно, что нам все также будут требоваться различные церковные офисы и церковная дисциплина, и тем не менее, мы продолжаем говорить об идеале, к которому необходимо стремиться.

    ОтветитьУдалить
  6. На мой взгляд, мистика, все же есть. Я верю в таинства и, в частности, таинство помазания. И, в еще большей частности, таинство помазания на определенное служение. С этой (моей) точки зрения, человек, занимающий "офис" (даже если он был туда назначен, или избран), несет на себе Божье помазание на это служение. Я имею в виду "вцелом", исключения, конечно, бывают.
    *
    Я тоже согласен, что конкретное пророчество, о котором идет речь относится к более поздней эпохе (я, правда, думаю, оно относится к эпохе тысячелетнего царства, а не вечности).
    Что же касается сути... Мне очень близок взгляд Лопехина. Он говорит, что Слово Божие - это истинный свет, позволяющий нам разшлядеть, куда именно Бог нас влечет. И этот свет нам дан не только (а может и не столько) для того, чтобы мы стремились к совершенству, но чтобы мы могли ориентироваться в той темноте жизни, которая нас ныне окружает. В этом контексте на первый план выходит не столько то, какими нам предстоит стать, сколько то, как нам жить до тех пор, пока мы не таковы. Есть такая поговорка: "Лучше быть, чем казаться". Вот где-то об этом я и пытаюсь сказать. Несколько, впрочем, сумбурно :-)

    ОтветитьУдалить
  7. Очень здравый и симпатичный взгляд у вашего Лопехина :) Только вот я думаю, что невозможно говорить о том, как нам жить, без того, чтобы не сказать и о том, кем нам предстоит стать.
    Иоанн пишет: "Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист"(1Иоан.3:2-3). Во-первых, то, кем нам предстоит стать, во-вторых, то, как мы должны для этого жить.
    В любом случае, спасибо за Лопехина :)

    ОтветитьУдалить
  8. Упс :-) Не Лопехин, а Лопухин. Довольно известный библейский коментатор 19-го века. По-моему, он принимал участие в создании Синоидального перевода Библии. Во всяком случае его "Толковая Библия" - совершенно уникальная книга: в отличие от подстрочников тех же Макартура, или Сперджина - это академический и даже научный труд.
    *
    Что же касается того "кем нам предстоит стать", то тут я плаваю. Я по своей натуре прагматик и прикладная сторона вещей имеет для меня намного большее значение, чем чисто академическая. Я понимаю фундаментальность академичности и не пренебрегаю ей, но в условиях ограниченности ресурсов (время, силы), я отдаю предпочтение тому, что имеет значение "здесь и сейчас", оставляя будущему лишь созерцательность. Я понимаю, что это моя слабость, но (бедечи прагматиком) я также понимаю, что нельзя быть безупречным во всем. Это я к тому, что да, я хочу достичь того образа будушего, который рисует Писание. И созерцание этого образа наполняет меня надеждой и силой жить. Но день сегодняшний (буть он неладен) диктует мне совсем другое.

    ОтветитьУдалить
  9. а я значится теоретизирующий академик? :) ну что же, спасибо :)

    ОтветитьУдалить
  10. Да нет :-) Я лишь имел в виду сказать, что _я_ плаваю в академических вопросах. Не более того :-)

    ОтветитьУдалить
  11. Артур (белый Лесок) :-)5 июня 2011 г. в 11:28

    брат Алех, всё так и должно быть, но мы не совершенны, и пастыри такие же люди как и мы. Они наши братья, но помазание это и ответственность,кому много дано ..., каждый даст ответ за себя. В идеале мы все должны быть водимы Святым Духом постоянно, а это уже вопрос посвящения. Как мы должны жить для Христа. Сейчас Церковь во многом отошла от того как быть должно. Но помни, что Христос Сам строит свою Церковь и никому не позволит её разрушить.

    ОтветитьУдалить
  12. "знаю,что ничего не знаю"..Сократ
    "это истина"-часто слышно от помазанников
    может я,как то не так,верю в Бога,потому что,ЗНАЮ не больше Сократа
    вернувшись к теме-что бы называться учителем,наверное,нужно ЗНАТЬ

    ОтветитьУдалить
  13. Я знаю, что я знаю английский язык, но я также знаю, что мои знания отличаются от знаний тех, кто слушал колыбельные на этом языке.

    ОтветитьУдалить
  14. знать язык и разговаривать на нем,по моему не одно и тоже.
    иначе можно "сесть в галошу")

    ОтветитьУдалить