"Богатый легко становится бедным, властитель - рабом, а важный человек - ничтожным. И если с такой легкостью человек может прийти к состоянию, презираемому им сегодня, то может ли быть заносчивым его сердце из-за [сегодняшнего высокого] положения, которое столь непрочно? Сколько всяких болезней могут (не дай Б-г!) прийти к человеку, и ему придется собственными устами умолять других людей о помощи и поддержке, о том, чтобы они хоть немного облегчили его участь! Сколько неприятностей (не дай Б-г!) подстерегают человека, и он будет вынужден ради своего спасения искать сочувствия у многих из тех, кого он [прежде] из презрения даже не приветствовал! Подобные вещи мы видим ежедневно своими глазами, и одного этого достаточно, чтобы вырвать из сердца человека гордыню и облечь его в смирение и скромность...
Но больше всего следует размышлять о слабости человеческого разума, о его склонности к ошибкам и самообману, о том, что он всегда ближе к ошибке, чем к истинному знанию. Человек обязан постоянно бояться этой опасности, искать возможности учиться у других и услышать совет, дабы не споткнуться, как сказали наши мудрецы (Авот 4:1): "Кто мудр? Тот, кто учится у каждого человека". Еще сказано (Притчи 12:15): "...слушающий советы - мудр".
Лишает качества смирения пресыщение благами этого мира, как об этом прямо сказано в Торе (Дварим 8:12, 14): "Чтобы не случилось так, что наешься, и пресытишься... и занесешься в сердце своем"...
Но главное, что лишает [смирения], - это глупость и недостаток истинных знаний, ибо видим мы, что самая большая гордыня - у самых больших глупцов, и наши учителя сказали (Шабат 33а, Кидушин 49б): "Признак гордыни - бедность Торой", и еще (Зоар, Балак 193:2): "Признак невежды - похвальба"...
Еще лишает человеке смирения дружба с льстецами или принятие их услуг, ведь они крадут сердце человека своей лестью: ради того, чтобы что-то получить от него, они восхваляют и превозносят его, раздувая его достоинства до последней степени и добавляя ему то, чего у него нет вовсе. Бывает даже, что его истинные качества прямо противоположны тому, за что его восхваляют. Ведь в конце концов, разум человека слаб, и природа его немощна и легко поддается соблазну, тем более в том, к чему она склонна. Поэтому, когда он слышит подобные речи, исходящие из уст тех, кому он доверяет, они проникают в него словно яд, он попадает в сети гордыни и гибнет...
Поэтому всякий дальновидный и умный человек должен быть осторожен и внимателен к поведению тех, кого он хочет приблизить к себе или сделать советником, или назначить управляющим своим домом, - еще более острожным и внимательным, чем в еде и питье. Ибо еда и питье могут повредить только его телу, а друзья и слуги могут уничтожить его душу, все его достояние и достоинство. Царь Давид, мир ему, сказал об этом: (Псалмы 101:6-7): "... идущий путями непорочности - будет служить мне. Не сядет в доме моем двуличный...". И нет большего блага для человека, чем найти искренних друзей, которые раскрыли бы ему глаза в том, в чем он слеп, и наставляли бы его с любовью, спасая от всякого зла. Ведь то, что человек не может увидеть сам, поскольку не видит своих недостатков, друзья увидят и поймут, предостерегут его и впредь он будет осторожен. Об этом сказано (Притчи 24:6): "... и спасение - во множестве советующих".
(Рабейну Моше-Хаим Луцатто, Путь праведных. Месилат Йешарим).
Но больше всего следует размышлять о слабости человеческого разума, о его склонности к ошибкам и самообману, о том, что он всегда ближе к ошибке, чем к истинному знанию. Человек обязан постоянно бояться этой опасности, искать возможности учиться у других и услышать совет, дабы не споткнуться, как сказали наши мудрецы (Авот 4:1): "Кто мудр? Тот, кто учится у каждого человека". Еще сказано (Притчи 12:15): "...слушающий советы - мудр".
Лишает качества смирения пресыщение благами этого мира, как об этом прямо сказано в Торе (Дварим 8:12, 14): "Чтобы не случилось так, что наешься, и пресытишься... и занесешься в сердце своем"...
Но главное, что лишает [смирения], - это глупость и недостаток истинных знаний, ибо видим мы, что самая большая гордыня - у самых больших глупцов, и наши учителя сказали (Шабат 33а, Кидушин 49б): "Признак гордыни - бедность Торой", и еще (Зоар, Балак 193:2): "Признак невежды - похвальба"...
Еще лишает человеке смирения дружба с льстецами или принятие их услуг, ведь они крадут сердце человека своей лестью: ради того, чтобы что-то получить от него, они восхваляют и превозносят его, раздувая его достоинства до последней степени и добавляя ему то, чего у него нет вовсе. Бывает даже, что его истинные качества прямо противоположны тому, за что его восхваляют. Ведь в конце концов, разум человека слаб, и природа его немощна и легко поддается соблазну, тем более в том, к чему она склонна. Поэтому, когда он слышит подобные речи, исходящие из уст тех, кому он доверяет, они проникают в него словно яд, он попадает в сети гордыни и гибнет...
Поэтому всякий дальновидный и умный человек должен быть осторожен и внимателен к поведению тех, кого он хочет приблизить к себе или сделать советником, или назначить управляющим своим домом, - еще более острожным и внимательным, чем в еде и питье. Ибо еда и питье могут повредить только его телу, а друзья и слуги могут уничтожить его душу, все его достояние и достоинство. Царь Давид, мир ему, сказал об этом: (Псалмы 101:6-7): "... идущий путями непорочности - будет служить мне. Не сядет в доме моем двуличный...". И нет большего блага для человека, чем найти искренних друзей, которые раскрыли бы ему глаза в том, в чем он слеп, и наставляли бы его с любовью, спасая от всякого зла. Ведь то, что человек не может увидеть сам, поскольку не видит своих недостатков, друзья увидят и поймут, предостерегут его и впредь он будет осторожен. Об этом сказано (Притчи 24:6): "... и спасение - во множестве советующих".
(Рабейну Моше-Хаим Луцатто, Путь праведных. Месилат Йешарим).
Коротко,но работает-"радость моя,СТЯЖИ ДУХ СМИРЕН,и тысячи вокруг тебя спасутся"С.Саровский
ОтветитьУдалитьТоли я неправильно понял,что такое блог,толи люди несогласны с"спасение-во множестве советующих",ведь если согласны-почему тишина?Алекс для чего этот блог?(ученик гвЖ:)
ОтветитьУдалитьА у меня есть целый видеокурс по Месилат Йешарим. Ведет его рав Ашер Кушнир. Очень увлекательно, хоть и нудновато местами.
ОтветитьУдалитьКнига читается гораздо интересней. Все излагается очень четко и ясно, нет ничего лишнего, язык очень простой, но в то же время, мысли высказываются очень глубокие.
ОтветитьУдалитьМне тоже нравится Ашер Кушнир, и я также прослушал его разбор книги Рамхаля, но еще раз повторюсь - сама книга гораздо интересней.