суббота, 12 марта 2011 г.

"ЦАРСТВЕННОЕ СВЯЩЕНСТВО" ИЛИ ОБОЛЬЩЕНИЕ ВЕДУЩЕЕ К ДЕПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Хочу предложить еще одну спорную тему...

Рамхаль пишет: «Сколько людей, боясь уронить свое достоинство, мучают себя голодом и унижаются, живя на подаяние, но не берутся за работу, которая кажется им недостаточно почетной! Есть ли на свете еще больший вздор, чем этот? Они предпочитают безделье, приводящее к скуке, разврату, воровству и всем преступлениям на свете, лишь бы не уронить свое достоинство и не унизить, как им кажется, свою честь» [1], - и продолжает, - «Наши мудрецы, которые учат нас и постоянно направляют на путь истины, сказали (Авот 1:10): «Люби ремесло и презирай власть [над другими]». И еще сказали (Псахим 113а): «Разделывай падаль на улице и не говори: «Я – большой человек, Я – священнослужитель»». И еще сказали (Баба батра 110а): «Лучше человеку исполнять чуждую ему работу, но не нуждаться в [милости] других»[2].
Помещая цитату Рамхаля в привычный для меня контекст постсоветского евангельского христианства, отмечу следующее, многие знакомые мне христиане выпали из обычного ритма жизни, придя в церковь и вставь на путь "освобожденного" служения, и как следствие считающих жизнь обычных людей не достойной их. Проблема многих из нас состоит в том, что встав на определенный путь, мы считаем ниже своего достоинства заняться чем-то другим, даже, если при этом мы проводим жизнь в абсолютном бездействии. Никто не говорит о том, что мы должны отказаться от мечты, но если обстоятельства не позволяют нам приблизиться к ней, то зачем проводить свою жизнь в праздности?



[1]Рабейну Моше-Хаим Луцато, Месилат Йешарим. Путь праведных. Второе изд. Пер. с ивр. Рав Л.А. Саврасов. Иерусалим, 5768. – С. 95-6.
[2]Рабейну Моше-Хаим Луцато, Месилат Йешарим. Путь праведных. Второе изд. Пер. с ивр. Рав Л.А. Саврасов. Иерусалим, 5768. – С. 96.

25 комментариев:

  1. "Проводить свою жизнь в праздности",интересно в чем вы видите деятельность,действие?

    ОтветитьУдалить
  2. Труд?Помоему это название советской газеты:))Если не секрет,что в вашем понимании труд.Вы затеяли этот разговор,а говорить не хотите.

    ОтветитьУдалить
  3. Я адресовал этот пост конкретной проблеме в конкретном контексте. Могу привести конкретный пример. Молодого человека отправляют служить пастором в деревенскую церковь. В церкви пять бабушек, есть церковное здание и оно же "пристанище" для нашего "Робинзона". Только вот этот "Робинзон" на своем острове не делает ничего, кроме подготовки к воскресной проповеди, ну и проведения самого служения, потому что считает, что он не должен отвлекаться от своего призвания. Есть еще один пример уже из столичной жизни. У одного моего знакомого пастора не осталось паствы, но он успел побыть освобожденным пастором в течение последних десяти лет, соответственно он депрофессионизировался за это время, он отвык делать то, что он делал раньше. И вот, если раньше он ложил кирпичи, то теперь ложить их, судя по всему, не хочется.
    Я говорю все это, потому что и мне близка эта тема... Я прекрасно осознаю, что поработав проректором Библейского Института очень не просто "опуститься" скажем до оштукатуривания стен, однако считаю необходимым ставить над собой подобные экспиременты, чтобы спускаться с "небес" на "землю". Ну и для того, чтобы не сидеть сложа руки, когда появляется свободное время.
    Прошу прощения за путанное объяснение, но надеюсь, что это поможет понять меня лучше.

    ОтветитьУдалить
  4. Если позволите, расскажу одну причину из за которой я бы пошел в церковь.У входа церкви которую я когдато посещал,всегда встречал искренней улыбкой один человек,все проходили мимо,сдрасте,и шли дальше"служить Богу",мне почемуто не хотелось от него отходить,что то его отличало от других"христиан",но он приглашал пройти внутрь,и мне ничего другого не оставалось как идти.Я никогда не признавал "общественной молитвы",поэтому когда все молятся,смотрел по сторонам.Ктото сосредоточен,у других непонятная улыбка,и лишь у этого человека на лице блаженство,и мне показалось что он действительно сейчас разговаривает с Богом.Надеюсь он и сейчас всех встречает ,незаметный Христианин. А то,что людям стало(извините)западло работать,так и критика им вряд ли поможет,да и церковь в этом не винавата.Освоить гражданскую специальность,скорее всего не плохо.Но если хороший писатель станет плохим штукатуром,врядли ктото выиграет.

    ОтветитьУдалить
  5. Согласен.
    Но я тоже хочу рассказать историю. Это история вымышленная, но я думаю, что в жизни таких примеров множество. Американская писательница Айн Рэнд (Алиса Розенбаум) в романе источник описывает жизнь гениального архитектора Говарда Рорка, только вот в начале его творческого и профессионального пути, никто не признает его гениальность. У него нет своих клиентов, нет средств, чтобы осуществить свои проекты, нет возможности рассказать о себе миру. Работая на других архитекторов, Рорк сталкивается с проблемой присваивания его идей другими, но в этом было еще полбеды, а вот настоящая беда была в том, что его идеи искажались и опошлялись, так что творения гения превращались в обычное мещанство. Рорку было абсолютно все равно чье имя стояло бы под его работами, но ему было не все равно, когда его творения столь бездарно искажались. В общем, он уходит в каменоломни, работает на стройках простым рабочим, но он не бездействует - он работает.
    Жизнь не всегда позаботится о "хорошем писателе", не всегда придет признание и к хорошему пастору...
    У меня есть друг, который нес служение пастора в одном провинциальном городке, его служение успешно развивалось, церковь росла, влияла на общество, благоустраивала город и т.д. Потом, когда они вышли из того денаминационного объеденения, к которому принадлежала церковь, руководство союза у них забрало их здание, заметьте здание, которое они своими же руками построили. В нашей культуре культовое религиозное здание для людей значит очень много, поэтому вскоре группа людей оказавшаяся "на улице" стала уменьшаться, новые люди к ним не присоединялись, мой друг вернулся в Минск, хотя продолжает выполнять роль пастора для "праведного остатка" своей общины. Так вот сейчас этот замечательный пастор и один из сильнейших проповедников, которых мне доводилось слышать занимается благоустройством чужих домов и квартир. С одной стороны, мне, конечно же, очень грустно. Мне всякий раз грустно, когда я вижу, что человек не занимается тем, к чему он предназначен. Но с другой стороны, я очень раз за своего друга, потому что с него "корона не упала", когда он просто пошел работать на стройку, чтобы кормить свою семью. Я думаю, что это свидетельство большой победы над самим собой.

    ОтветитьУдалить
  6. В случае с вашим другом,возможно Бог и создает такие ситуации,чтобы лучше понять то что ты собираешся проповедывать,так сказать"взгляд из нутри",а не с высоты "богословского диплома",наверно так и рождаются,настоящие Богословы.А я рад за него,если он выполняет свою работу не как обязаловку,а видит в ней какой то смысл,то у него все получится.И пусть он остался с"остатком",зато это истинный остаток,очищенный от "грязи".Но я не знаю вашего друга,поэтому могу ошибаться.Что же касается меня,я не собирался искажать ваши слова,просто пытался помочь вам понять,понять слабые стороны вопроса.Где есть агрессия, истины быть неможет.Вы хотите переломить хребет церковной политике,а что вы готовы предложить взамен"дракон умер,даздравствует дракон?"(но не буду вам больше докучать,искренне ваш гвЖ:)

    ОтветитьУдалить
  7. Я пастор не большой общины. Я работаю на стройке. Работа тяжелая. Так вот, "напашешься" на стройке, приходишь домой и уже ничего не хочется. Очень сложно в таком режиме приготовить качественную проповедь и занятия по изучению Библии. А ведь еще нужно посещать членов церкви. Даже не хочется идти с усталым видом, это мало принесет пользы.
    Придя домой, голова гудит, не только от суеты рабочего дня, но и от того сквернословия, которое слышишь целый день, от ругани и пошлостей.
    Конечно не все так плохо. Работая на производстве видишь как люди думают, живут, чем "дышат". Это так же приносит свой плод.
    На мой взгляд, миссионер обязательно должен работать на производстве, но что касается пастора, то лучше иметь не полную занятость и что бы церковь, хотя бы частично оплачивала его труд. Его труд, достоин награды.

    ОтветитьУдалить
  8. <...Вы хотите переломить хребет церковной политике,а что вы готовы предложить взамен...>
    Именно политике, мне кажется, что от истинного пути Христа только и осталось, что политика. Во всех этих системах потерялось истинное ученичиство. Так удивительно слышать, что уже не осталось ничего другого кроме "церковной политики". Возможно здесь http://simplechurch.com.ua/ru/ можно найти полезное для изменения нынешней ситуации. Хоть это и не решит всех проблем, но заставить христиан задуматься поможет. (Александр С.)

    ОтветитьУдалить
  9. Я знаю по личному опыту,что такое стройка,и сам матерюсь(правда все реже и реже),и прекрасно понимаю ,что без этого народ(на стройке) общаться не может.Но Сергей,вы же не губка,чтобы впитывать все,что на вас попадает.И надеюсь что меня прочитают члены вашей общины,(ЕСЛИ вы НУЖДАЕТЕСЬ в этом человеке,почему вы не видите его нужду,если это действительно НУЖДА? с миру по нитке,голому рубаха)(но я могу ошибаться,извините,что опять влез гвЖ:)

    ОтветитьУдалить
  10. Игорь Гомель13 марта 2011 г. в 05:16

    А я не пастор вовсе,себя называю ответственным за группу людей,тоже работаю на производстве,есть некий просвет с подработкой,и как у Сергея после работы гудит голова. На сердце лежит желание проводить служения исцеления и освобождения,приходишь домой и тебя будто выключают..... и вот странное то дело,многие откровения приходят на рабочем месте! К чему бы это?
    Я понял ,что могу вырасти как пастор в этих условиях,а быть освобожденным пастором,ну это когда действительно твое служение бьет ключем ,что тебе некогда даже и продохнуть ,да и с финансами не напряг.

    ОтветитьУдалить
  11. Я согласен, что стройка, производство, любая тяжелая работа изматывает, не оставляя сил на духовное, во всяком случае так нам кажется. Я помню как в 2003 первый раз поехал летом на стройку в Штаты, набрал с собой книг по богословию, Библию, тертрадь с конспектами проповедей, думал, что буду читать и писать в свободное время. Так вот, я этого почти не делал, и дело было даже не в том, что свободного времени не было. Мы простаивали на работе всякий раз, когда шел дождь, а в Мерилэнде они шли тогда раз в три дня так это точно, поэтому время было, но подчиняясь общему настроению, я тратил его на другое - шопинг, болтавня с друзьями, просмотр телека и т.д. И конечно же я извинял себя тем, что сильно устою на работе физически. С другой стороны, мне рассказывали об одном брате, который служил для меня большим вдохновлением в молодости, и который еще в советское время работал в ЖЭС лифтером, так вот напохавшись, он приходил домой, и когда все засыпали, садился за стол, читал, писал, готовился к проповеди, и вы знаете, это был сильный проповедник.
    Но в любом случае, речь не о том, что в церкви не может быть освобожденных служителей. Я поднял тему несколько по иному вопросу. Церковь не может обеспечить человека полноценной зарплатой, и служитель "ложится" на плечи своей паствы непосильным бременем - вот здесь, кроется проблема.
    И еще, иногда нам приходится платить большую цену за то, чтобы иметь возможность заниматься любимым делом. Жизнь не каждому из нас дарит такой подарок, что наше любимое дело становится для нас еще и источником для существования. Хотя, конечно же, я об тоже мечтаю...

    ОтветитьУдалить
  12. доктор: "На что жалуетесь?"
    пациент "Доктор, меня игнорируют"
    доктор:"Следующий!"

    я так понимаю мой пост проигнорировали
    (Александр С.)

    ОтветитьУдалить
  13. Упс...
    2 Александр С (с извинениями :))):
    На самом деле мне кажется, что универсальных лекарств не существует, потому что каждое альтернативное начинание рискует превратиться в систему...
    Но сейчас по всему миру раздаются голоса, зовущие церковь к изменениям
    Это и Шейн Клейборн с его идеями выраженными в книге "Путь" и воплотившимися в двжиении "Нового монашества"/Simple Way Village House.
    Это и мысли выраженные в книге Джейка Колсена "Ну что не хочешь больше ходить в церковь?"
    Это и мысли выраженные в книги "Органическая церковь" Фрэнка Виола.

    Что касается моих собственных мыслей, - я нахожусь в активном поиске :)

    ОтветитьУдалить
  14. "...иногда нам приходится платить большую цену за то, чтобы иметь возможность заниматься любимым делом"... Чем что-то дороже - тем больше надо платить, разве не так? По-моему, вполне естественно. Я вот тоже иногда думаю - хорошо бы иметь возможность целиком сосредоточиться на Слове и т.п. Но с другой стороны - насколько реальна в плане результативности постоянная работа "за столом"? Для меня эта стадия - только последний этап. А мысли... Они приходят в голову совершенно в разных ситуациях. И нередко - именно во время работы, совершенно у меня не связанной с церковными (или даже околоцерковными) структурами. А с другой стороны - такое счастье то немногое время, которое остается для самого дорогого! Это вроде редкой "конфетки". А ведь работающие на кондитерской фабрики никакого удовольствия от разнообразных сладостей не испытывают...

    ОтветитьУдалить
  15. P.S.: когда задумываешься над заголовкам поста, в который вынесены слова Петра "вы - род избранный, царственное священство" - м.б. стоит вспомнить, какое Царство проповедовал Спаситель? И - о том, какого царствования хотели от Него люди?

    ОтветитьУдалить
  16. Кто-то сказал, что Иисус пришел принести на землю Божье царство, а ученики создали Церковь.

    ОтветитьУдалить
  17. На выходные общался с пастором из Ельца. Приехал в штаты, чтобы собрать денег на жизнь (заключающуюся в служении). Он пробовал работать и зарабатывать деньги (и зарабатывал). Но при этом он переставал быть служителем. Он сделал выбор: "побираться" и жить в нищете, но служить Богу тем даром и в том служении, в котором он был призван.

    ОтветитьУдалить
  18. Поездки в Америку из России,как то не вяжется с понятием "нищета".(мнебы так побираться гвЖ:)

    ОтветитьУдалить
  19. ну да, ну да: "У них денег куры не клюют, ну а нам на водку не хватает".

    В штатах у него родственники (крыша, еда, транспорт). Билет ему купили "бесплатно": "за мили" (тоже родственники).

    ОтветитьУдалить
  20. Сергей и Игорь ,извините,но я так понял,вы работаете,потому что вам "на водку не хватает"?Однако(на троих сообразим,алкоголик со стажем гвЖ;)(еще раз извините)

    ОтветитьУдалить
  21. У меня есть друг, который оставил серьезный и успешный бизнес, чтобы стать пастором, но он до сих пор не берет в церкви зарплату, хотя церковь с легкостью могла бы его содержать. Он не считал это возможным, пока строил здание церкви, кстати, здание церкви на 2000 человек, верующие построили своими силами (без помощи Америки). Но даже сейчас, когда здание построено, он продолжает обеспечивать себя сам.
    Однако я не пытаюсь сказать, что этот пример - идеал, к которому все мы должны прийти. Нет, я писал о другом: некоторые становясь на путь служения, считают чуть ли не ниже своего достоинства работать своими руками, даже, если при этом они едва сводят концы с концами.
    Апостол Павел говорит о том, что для него не было проблем в том, чтобы шить палатки. Он был готов пойти на это, чтобы ни для кого не быть бременем, но в то же самое время, он не отказывался от помощи других верующих, которые помогали ему материально.
    С другой стороны, есть проблема депрофессионализации, когда человек имеющий гражданскую профессию приходит в церковь, начинает нести служение, оставляя при этом свою прежнюю жизнь, а потом по каким-либо причинам, оказывается "за бортом" - никому больше не нужен в церкви и гражданскую специальность потерял. Поэтому мне кажется, что в идеале для любого члена Тела Христова было бы за лучшее, даже неся определенное служение, продолжать работать своими руками/своей головой (у кого как получается): "...Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое [дело] и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались" (1Фесс.4:10-12).

    ОтветитьУдалить
  22. Удивительная вещь,эта депрофессионализация:"служить Плотнику"-почетно,а быть плотником-западло;-)

    ОтветитьУдалить
  23. Хорошо сказано, надо будет запомнить :)

    ОтветитьУдалить