пятница, 20 августа 2010 г.

Знакомая история и незнакомые вопросы

В евангелие от Марка рассказывается об одном хорошо известном чуде совершенном Христом - исцеление расслабленного. Однако, это хорошо знакомая нам история способна на мой взгляд поднять несколько не столь знакомых для нас вопросов.
1 Через [несколько] дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. 2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. 3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; 4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю [дома], где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. 5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. 6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: 7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? 8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? 9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? 10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному: 11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. 12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали. (Мар.2:1-13)

В этой истории многого странного. Начнем с того, что Иисус делает совсем не то, что от Него ожидали. От Него ожидали исцеления – Он же дает прощение грехов. Даже, если Он и прощает грехи, то кажется, делает это несколько не в столь привычной для нас последовательности. Ведь по логике должно было бы быть покаяние, т.е. просьба простить, а потом уже должно следовать само прощение. Здесь же мы не видим никакой просьбы расслабленного о прощении. Другими словами Иисус дарует прощение, о котором Его никто не просит. А возможно здесь есть указание на столь любимое в современной церкви верование о том, что без прощения не будет исцеления (некоторые идут даже дальше, говоря о том, что Бог не может исцелить, пока человек не покается), но тогда, что нам делать со всеми теми евангельскими текстами, где все же происходит исцеление без всякого покаяния, порой даже массовое исцеление, без какого бы то ни было признака массового покаяния. Однако возвращаясь к анализу этой истории у нас все же может сложиться представление о том, что Марк что-то пропустил, и возможно это было как раз таки свидетельство о покаянии расслабленного. Однако, если мы сравним описание этой же истории у Матфея и у Луки, то мы увидим, что в ней повторяется все то же самое практически слово в слово. Если мы даже предположим, что Иисус реагировал на невысказанное вслух покаяние расслабленного, тогда становится совершенно странными слова Марка «видя веру их», в то время, как более ожидаемыми словами были бы слова «видя веру его» т.е. расслабленного, но этого в тексте нет. В тексте речь идет о вере четырех друзей, тогда выходит, что моя вера может послужить чьему-то спасению, и что мои действия могут кого-то обеспечить прощением грехов? Еще более странным кажется вопрос Иисуса о том, что легче сказать прощаются грехи или будь здоров. Современному скептически настроенному человеку ответ покажется очевидным, конечно же – прощаются грехи, потому что здесь речь идет о совершении чего-то не видимого. Для евреев времен Христа ответ был не менее очевидным, только это был соверешенно другой ответ. Данный вопрос в иудейском контексте первого века нашей эры был риторическим – сложнее было сказать: прощаются грехи. Потому что простить грехи может только Бог, более того сказать что-то подобное для человека было равносильно подписанию для себя смертного приговора. О чем же идет речь в этой истории и в чем ее смысл, как понять действия Христа и слова, сказанные некстати и невпопад.
Мне кажется, что ответ кроется в том, что следуя за Христом и стремясь получить от Него ответ на нужды физическое, при этом ими часто упускается – Он пришел, чтобы даровать человеку исцеление внутреннее, исцеление его души, дать возможность обретения утраченной целостности. Однако зачастую люди не видят своей нужды, до тех пор, пока им на нее не укажешь. Это и происходит, когда Христос дарует прощение грехов, о котором никто не просит. А чтобы люди поверили в том, что прощение все-таки необходимо, Он подтверждает Свои действия и Слова, более «легким» чудом – чудом физического исцеления, которое до Него совершалось многими мужами Божьими. Итак, история эта указывает на необходимость видеть прежде всего свою нужду духовную, которую мы часто рискуем не заметить за нашими естественными, физическими нуждами. Бог же в этой истории говорит нам о том, что гораздо более важным для каждого человека является исцеление внутреннее.
И последнее, на что хотелось бы обратить внимание в этой истории – нам предлагается прощение, о котором мы не просим. Фактически оно уже нам даровано на Кресте. На Кресте Иисус умер за все человечество, хотели мы этого или нет, нуждались мы в нем или не осознавали в этом нужды. Однако умереть за всех, даровать всем прощение и всех воскресить, всем же даровать спасение – не одно и то же. Несмотря на то, что долг уплачен за всех, не все воспользуются этим шансом избавиться от этого долга. Почему? По самым разным причинам. Кто-то, как уже было сказано выше, попросту этот долг не признает. Другие из гордости посчитают, что прощение им не нужно, другие из той же гордости, посчитают, что его недостойны. Как бы то ни было, это говорит нам о том, что слова «прощаются грехи твои», еще ничего не значат, нужно услышать эти слова, принять их в свое сердце, и идти впредь не греша.

1 комментарий:

  1. Давно уже думал о том, что прощение грехов без просьбы о прощении происходит не столько в результате того, что ОН ПРОЩАЕТ, сколько в результате ПРИНЯТИЯ ЭТОГО ПРОЩЕНИЯ.

    Ин. 8:10-11
    "Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? 11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши"

    Вот здесь эта девушка сказала всего два слова!
    Это не были слова "классического покаяния", а в результате - жизнь радикально изменилась! Наверное это и есть пресловутое "матанойя"...

    ОтветитьУдалить