суббота, 26 февраля 2011 г.

Несколько цитат Карла Барта из "Послания к Римлянам" в продолжении темы "Бог под арестом"



В продолжение начатого разговора хочу привести мнение человека, чей авторитет в области богословия остается непоколебимым и спустя несколько десятилетий после его смерти. Карла Барта называют самым значимым богословом двадцатого столетия, а его работу "Послание к Римлянам" одной из самых важных богословских работ за всю историю Церкви.
«Но «учащий других, почему ты не учишь самого себя?. Миссия предполагает посланичество, поучение – наученность, раздаяние – принятие. Что же тогда с обладанием закона, если он не исполняется, если Бог не объявляет себя  сторонником этих обладающих? Что со следом откровения, если само откровение не продолжается? Что со взглядом туда, где должен стоять Бог, если Его там больше нет?»
«Если Бог не за тебя, то и ты не можешь быть за Него, а лишь против Него. Мир проницателен. Он не признает твоего мнимого превосходства. Очень скоро он будет считать тебя плотью от плоти своей и костью от кости своей. Если ты сам недостоин, то ты никогда не можешь действовать, работать для Бога, направлять к Нему. Место, которое ты, собственно по праву, хотел бы занять, искажается до своей полной противоположности. Ты совершаешь нечто абсолютно противоположное миссии, когда миссионерствуешь, не будучи посланным. Там, где есть закон, «мир» ожидает исполнения закона; там, где есть след откровения, он ищет само откровение. Он все время терпеливо верит в высокие требования, которые выдвигают в своей среде дети Божьи. Мин не является совершенно невосприимчивым по отношению к реальности. Однако он совершенно не восприимчив по отношению к иллюзиям. Если он видит себя обманутым в отношении призванных и просвещенных, он понимает, что ему предлагаются лишь потемкинские деревни; все, противостоящее ему в детях Божьих, не есть нечто иное, нечто новое, нечто непобеждающее; и тогда после краткого изумления он отворачивается  от странного спектакля, ложного сообщества Божьего и чувствует себя снова утвержденным и оправданным в качестве «мира». Обладая правильным инстинктом в отношении истины, он не позволит ничем обмануть себя, протестуя против своего обращения к «Богу» праведников. Этот «Бог» - просто идеология, если люди занимают место Бога без Бога, если единый и всеобъемлющий – это не сам Бог и только Бог, но люди, хотя они, возможно, самым чистым и благородным образом хотят быть чем-то с Богом и совершать нечто вместе с Ним». Барт отмечает, что возражения мира против Бога справедливы только там, где им верующими предлагается Бог, они же не видят ничего кроме пустоты. «Из-за вас имя Божье злословят среди язычников» (Ис. 62:5). «Борцы за Бога без Бога подобны путнику, который стоит у указателя, вместо того, чтобы идти по указанному пути. Указатель стал бессмысленным, бессмысленна их вера, их молитва, их библейская точка зрения». Таким образом, люди от религии атакованы на своей территории своим же собственным оружием. 
 И еще несколько мыслей Барта об истинном единстве верующих.
«Все они согрешили и лишены славы Божьей. В этом понимании происходит уничтожение всех различий и осуществляется необычная связь, которая должна обеспечить необычное разделение. Наша солидарность друг с другом не может быть основана на чем-то позитивном, так как во всем по-человечески позитивном («религиозные склонности», «нравственное сознание», «человечность») всегда уже находятся зародыши социального разложения. В этом позитивном позитивно лишь нечто различное и основывающее различие. Реальная общность между людьми существует в негативном – в том, чего им не хватает. Мы познаем, что все мы – братья, познавая, что все мы – грешники».

18 комментариев:

  1. "Мы познаем, что все мы – братья, познавая, что все мы – грешники" Вы это серьезно????

    ОтветитьУдалить
  2. Это не я - это Барт. А до него Павел: "потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим.3:23), а еще чуть раньше царь Соломон "Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы" (Еккл.7:20).
    Аргумент Карла Барта прост, человечество едино только в негативном, в том чего нам не хватает - святости и праведности Бога.

    ОтветитьУдалить
  3. "Простота - хуже воровства" (впрочем, это не Павел и не Соломон).
    Нас объединяет не грех, а Христос. И братья мы не по греху, а по крови Христовой, по рождению от одного Духа, по усыновлению одним Отцом. Тот, кто в нас - больше того, кто в мире (это уже Иоанн).
    *
    "Негативное богословие" - это вообще отдельная песня. У ранней церкви было три беды: язычество, гностицизм и законничество. В наше время к ним прибавилась четвертая.

    ОтветитьУдалить
  4. А что вы называете негативным богословием?
    Вам не нравится, слова Барта о том, что "Мы познаем, что все мы – братья, познавая, что все мы – грешники"?! Ну тогда Вам должны не нравится и слова Павла: "Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый" (1Тим.1:15).

    ОтветитьУдалить
  5. Наше служение - это служение оправдания и примирения (2 Кор 5-я глава), а не служение осуждения. Лья, так сказать, воду на вашу мельницу, недобросовестным пасторам и проповедникам выгодно поддерживать в нас чувство вины: таким человеком легко манипулировать. Это и есть "негативное богословие", возвращающее человека под осуждение. Фактически, под закон.
    Есть огромная разница в том, чтобы осознавать себя "первым грешником", нуждающимся во Христе для спасения и продолжать нести бремя греха, когда Сам Бог простил и оправдал меня. Вот это и есть негативное богословие: вновь возлагать бремя грехов (прощенных) на человека и возвращать его под проклятие греха, отнимающее у него силы жить для Христа.
    Это очень просто и удобно задаешь пару риторических вопросов и все, человек твой: Достаточно ли мы молимся? Все ли грехи мы исповедали? Сколько времени мы уделяем чтению Писания? Любим ли мы ближнего так, как Бог возлюбил нас? Нет? Берегитесь, ибо вы на опасном пути. Покайтесь, а не то...! Негативное богословие вновь делает рабом греха свободного человека. Опять же, у Бердяева есть целая глава посвященная прельщению греха. Почитайте, у него все великолепно изложено.

    ОтветитьУдалить
  6. А кто это делает?!! Я в шоке?!! "...вновь возлагать бремя грехов (прощенных) на человека...", где Вы об этом у меня прочитали?

    ОтветитьУдалить
  7. Я умею читать между строк :-) Напоминая о грехах вы автоматически возлагаете их бремя на человека. Да, периодически это следует делать. Но негативное богословие делает это не периодически, а систематически - в этом и проблема. Ээто если сто раз сказать "сахар" во рту слаще не станет, а вот сто раз скажи человеку "свинья" - он и захрюкает. Впрочем, это опять не Павел и не Соломон :-)
    Более того "по Барту" такое важнейшее богословское понятие как братство верующих оказывает основанным на грехе! Это я в шоке! :-)

    ОтветитьУдалить
  8. Не, ну Вы даете :) читать между строк и вчитывать в строки - вещи разные, согласитесь :)

    Смотрите, что пишет Барт: "Наша (человеческая, пока еще речь не идет о братской) солидарность друг с другом не может быть основана на чем-то позитивном, так как во всем по-человечески позитивном ("религиозные склонности", "нравственное сознание", "человечность") всегда уже находятся зародыши социального разложения". В контексте послания к Римлянам речь идет о превозношении христиан-иудеев над христианами-язычниками. И те, и другие были оправданы Кровью Христа, и те, и другие - спасенные, рожденные свыше люди. Но только одни почему-то считали себя немного более праведными, чем другие. Вот отсюда и "негатив" Павла/Барта (хотя я и не воспринимаю это как негатив) о том, что все мы изначально грешные, и что все мы одинаково нуждаемся в Боге. Кстати, нужду по Богу, можно также воспринимать как негатив, и даже загоняться относительно того, что в моей жизни Бога меньше, чем например у Сергея Шидловского (Движение "Искателей Бога"), и даже осуждать себя за то, что Его меньше. Только я предпочитаю думать о том, что Его мало одинаково для всех, что все из нас, все еще нуждаются в Нем, независимо от того, как далеко мы ушли на пути спасения от тех, кто еще только-только склонился к подножию Креста Христова. Ведь в конечном итоге речь идет, что награда у всех будет одна - спасение (Притча о хозяине, который нанимал работников в свой виноградник), потому что у всех была одна нужда - спасение.

    ОтветитьУдалить
  9. Я ничего не имею против того, что все мы изначально грешные и все мы одинаково нуждаемся в Боге. Это да и аминь. Но ставить это в основу учения о братстве совершенно неверно. Это возврат к тому, от чего мы ушли: братство по плоти, по которой мы все являемся детьми Адама и отвлечение внимания от братства по духу, по которому мы все дети Отца Небесного. И то и другое братство существует. Вопрос лишь в том, какое из них ложится в основу "богословия братства".

    ОтветитьУдалить
  10. Трудно найти черную кошку в темной комнате,особенно когда ее там нет,но легко представить."Богословие братства"-это случаем не1Петра2:9?Есть у Льва Толстого рассказ"Три старца".Хотя простите-это"толстовщина"-)

    ОтветитьУдалить
  11. Извините, но речь идет не о кошке и не о комнате. Речь идет о вполне конкретной фразе: "Мы познаем, что все мы – братья, познавая, что все мы – грешники". Возможно, вас устраивает это братство, но меня - нет. Я предпочитаю братство детей Божьих, а не детей Адама. Да и познал я братство именно так: увидев в сидящем рядом человеке дитя Божие.

    ОтветитьУдалить
  12. Sosed, Вы снова уходите от контекста цитаты Барта (послание к Римлянам). Барт говорит не о братстве верующих, но о братстве всего человечества. А вот здесь религиозная принадлежность, как об этом говорит Барт, нас не объединяет, а разъединяет. Думаю, Вы не раз могли стать свидетелем высокомерного отношения верюущих, к неверующим. Именно поэтому Барт предлагает зарвавшимся святым спустится на землю, и увидеть рядом с собой грешника, бьющего себя в грудь и кающегося пред Господом. Прежде, чем мы станем по-настоящему Христовы, нам нужно вспомнить о том, что мы Адамовы.

    ОтветитьУдалить
  13. В бомже который мочется на вашу дверь,тяжеловато разглядеть брата,даже по Адаму.(гвЖ:)

    ОтветитьУдалить
  14. Мне его тяжело разглядеть, даже в епископе, который терроризирует меня и увольняет с работы, но, что поделать, если встал на путь следования за Христом, приходится учиться любить даже тех, кто является для вас "жалом во плоти" (выражение Павла по смыслу близкое к вашей подписи :)))

    ОтветитьУдалить
  15. Какой вы пошляк однако,не всегда явное является истинным,не помню кто сказал может(гвЖ:)

    ОтветитьУдалить
  16. На этом и остановися, если только Sosed не завернет дискуссию еще на один круг.

    ОтветитьУдалить
  17. "Наше служение - это служение оправдания и примирения (2 Кор 5-я глава), а не служение осуждения": уважаемый Sosed, если не секрет - где это Вы в данной главе вычитали???
    Единстенный стих, который я могу соотнести Вашу точку зрения - девятнадцатый: "потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения"(2Кор.5:19). Согласитесь однако, что считать на основании данного текста, что наше, человеческое служение есть "служение оправдания" - это... как бы помягче... слишком смело, наверное?
    Воообще-то мне лично представляется, что с термином "оправдание" поаккуратней надо бы. А то ведь многими (чтобы не сказать - абсолютным большинством) он воспринимается сугубо в плане норм уголовно-процессуального кодекса, когда подсудимому выносится оправдательный приговор в двух всего случаях: 1. за отсутствием состава преступления и 2. за отсутствием событием преступления. Я думаю, Вы согласитесь, что в вряд ли стоит всерьез говорить о том, что хотя бы один человек может быть таком плане оправдан? А если "может" - зачем тогда Гефсимания, Голгофа?
    Да и примиряет человека с Богом не человеческое служение (при всем моем уважении к корпусу пасторов и др.), а Сам Спаситель.
    И только Он.

    P.S.: все вышесказанное - под грифом "imho"

    ОтветитьУдалить
  18. Где можно скачать и прочесть всю книгу? Очень надо.
    Пришлите ссылку, пожалуйста: ms-gray@mail.ru

    ОтветитьУдалить