пятница, 29 июля 2011 г.

Религия, как лохотрон, или к чему может привести бездумное благочестие


К чему может привести бездумное благочестие
Законопослушность немецких христиан позволило Гитлеру не просто прийти к власти, но и развязать кровопролитную войну, не говоря уже о геноциде европейских евреев. В Библии также есть примеры того как слепое послушание граничащее с непростительной наивностью послужило причиной страшных трагедий.
«Ров же, куда бросил Исмаил все трупы людей, которых он убил из-за Годолии, был тот самый, который сделал царь Аса, боясь Ваасы, царя Израильского; его наполнил Исмаил, сын Нафании, убитыми» (Иер.41:9). Рамхаль предлагает другой перевод этого стиха «…и останки всех людей, убитых рукой Гедалии»[1]. Перевод Рамхаля помогает нам увидеть, что причина убийства множества людей заключалась не только в Исмаиле, человеке совершившем эти убийства, но и в действиях Годолии, который проявил беспечность и недоверие к предупреждению о готовящемся убийстве. Годолия ведет себя слишком благочестиво, отказываясь поверить в предупреждение, считая, что на его будущего убийцу просто возводится поклеп. Ценой благочестия стала не только его жизнь, но и жизнь многих убитых из-за него иудеев.
«Следует осознать, что вещи, относящиеся к благочестию, нельзя судить поверхностно, необходимо глубоко изучать их и стараться понять, куда простираются последствия поступков. Иногда сам поступок сам по себе выглядит добрым, но его дурные следствия обязывают отказаться от него, а тот, кто совершит его, будет грешником, а не благочестивым. Возьмем, к примеру, поступок Гедалии бен Ахикама. Очевидно, что только из великого благочестия, чтобы не подозревать Ишмаэля или чтобы не слушать «злословия», сказал он Йоханану бен Кареах: «Ложь ты говоришь об Ишмаэле» (Ирмеяу 40:16). К чему же это привело? К тому, что погиб он сам и был рассеян Израиль и «погас последний уголек» [еврейской жизни в Земле Израиля]. Писание возлагает на него вину за гибель евреев, как будто это он их убил, как объяснили наши мудрецы (Нида 61а) слова пророка (Ирмеяу 41:9)»[2].

Еще один показательный пример, на который ссылается Рамхаль произошел во время разрушения римлянами Второго Храма. Изменник и предатель по имени Бар Камца нанес увечье посланному римским императоров жертвенное животное для Иерусалимского Храма, из-за чего возникла дилемма, как поступить с жертвенным животным и что делать с самим предателем?
«Сказали наши учителя в связи с историей о Бар Камце (Гитин 56а): «Думали мудрецы принести его [животное, присланное римским императором] в жертву, но раби Захария бен Авколас сказал им: будут говорить, что увечных животных можно приносить на жертвенник. Хотели убить его [Бар Камцу], но раби Захария бен Авколас сказал им: будут говорить, что того, кто нанес увечье жертвенному животному, убивают. Как бы то ни было, пошел тот злодей [Бар Камца] и донес [ложно] на Израиль. Пришел кесарь и разрушил Иерусалим»[3].

По мнению еврейских мудрецов смирение раби Захарии привело к разрушению Храма и окончательному рассеянию евреев[4]. Таким образом, становится очевидным, что нельзя судить о благочестии поступка только по самому поступку. Прежде чем принять решение о действии, необходимо самым тщательным образом рассмотреть предполагаемые последствия он него.
Расскажу более приземленную историю наших дней. Один мой друг, однажды оказался в Америке, куда его пригласили проповедовать по славянским церквям. В одной из церквей его благословили финансами, и, зная, что у него не было своего транспорта необходимого ему для служения, ему просто сказали: вот тебе деньги, пожалуйста, купи себе машину. Он купил хорошую машину, которая служила ему, семье, церкви. Однако, затем, спустя несколько лет, во время одной конференции, будучи вдохновленным примером других людей, которые со сцены свидетельствовали о том, как они жертвуют для Господа и как Бог их благословляет взамен, мой друг принял решение: он будет жертвовать так, как он никогда раньше не жертвовал. Он продает машину, и все деньги жертвует во время следующей конференции. Спустя четыре года, он берет абсолютно невыгодный для себя кредит, чтобы купить такую же машину, на которой он ездил раньше. В это время, человек на чье служение он жертвовал Господу деньги (формулировка, как правило, именно такая) живет в четырех этажном коттедже, его жена ездит на автомобиле марки Порш Кайен с номерами «Queen», а мой друг расплачивается с банком за свою «веру» и «благочестие». Я не говорю о том, что мы не должны жертвовать, я не говорю о том, что это безрассудно или противоречит библейским принципам, когда мы отдаваем деньги на машину или саму машину нашему ближнему. Но как написал Павел: в добродетели будьте рассудительны. Давать человеку, у которого и так много – на мой взгляд глупо. Он этого не оценит, а тот, кто в нашей благотворительности действительно нуждается – ничего от нас не получит. С другой стороны, дав богатому, мы сами себя в конечном итоге почувствуем обворованными, Писание не учит нас давать богатым. «Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет» (Прит.22:16). Категория людей, которые должны получать наше подаяние, жертву, десятину – левит, сирота, вдова, пришельцы, но – ни как не люди, у которых есть достаток и которые могут работать своими руками.


[1]Рабейну Моше-Хаим Луцато, Месилат Йешарим. Путь праведных. Второе изд. Пер. с ивр. Рав Л.А. Саврасов. Иерусалим, 5768. – С. 154.
[2]Рабейну Моше-Хаим Луцато, Месилат Йешарим. Путь праведных. Второе изд. Пер. с ивр. Рав Л.А. Саврасов. Иерусалим, 5768. – С. 153-4.
[3]Рабейну Моше-Хаим Луцато, Месилат Йешарим. Путь праведных. Второе изд. Пер. с ивр. Рав Л.А. Саврасов. Иерусалим, 5768. – С. 154.
[4]Рабейну Моше-Хаим Луцато, Месилат Йешарим. Путь праведных. Второе изд. Пер. с ивр. Рав Л.А. Саврасов. Иерусалим, 5768. – С. 154.

3 комментария:

  1. Ивсе таки человек дает Богу а не человеку. Ну и что, что потом он увяз в долгах. Я никогда не даю деньги человеку и меня не интересует кто стоит на кафедре. Я отдаю деньги Богу и только Богу. И что после этого я должен стать миллионером? Тут конфликт между мирской и небесной экономикой(не люблю это словосочетание). Господь конечно благословит, но по Своему и всвое время. И вообще мои отношения с Богом не как не связаны с людьми, служителями и тд.. Я закоренелый протестант )))))))))

    ОтветитьУдалить
  2. Так то оно так, но разве Библия не учит нас ответственности в том, что мы делаем? И мне кажется, что сегодня в некоторых случаях происходит подмена понятий "давать Богу" и "давать человеку". Если ты и в самом деле жертвуешь на дело Божье, мне кажется, что после этого никогда не последует разочарование. В случае, который я привел, как мне показалось человек почувствовал себя разочарованным в том, что он сделал. Хотя на тот момент, когда он сделал это пожертвование, он испытывал небывалый духовный подъем, много свидетельствовал об этом. Мне кажется, что это достаточно сложный вопрос. Потому что даже в Библии в отношении десятин и пожертвований нет четко прописанной доктрины. К примеру, есть очень любопытное место из Второзакония: «Когда ты отделишь все десятины произведений [земли] твоей в третий год, год десятин, и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались, тогда скажи пред Господом Богом твоим: я отобрал от дома [моего] святыню и отдал ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне: я не преступил заповедей Твоих и не забыл я не ел от нее в печали моей, и не отделял ее в нечистоте, и не давал из нее для мертвого; я повиновался гласу Господа Бога моего, исполнил все, что Ты заповедал мне; призри от святого жилища Твоего, с небес, и благослови народ Твой, Израиля, и землю, которую Ты дал нам - так как Ты клялся отцам нашим [дать нам] землю, в которой течет молоко и мед. В день сей Господь Бог твой завещевает тебе исполнять постановления сии и законы: соблюдай и исполняй их от всего сердца твоего и от всей души твоей» (Втор.26:12-16). Это место учит скорее индивидуальной ответственности в том, как распределяются десятины и пожертвования. В то время, как есть другие места, которые учат нас о том, что десятины и пожертвования приносятся в храм, где происходит их централизованное перераспределение. Выходит, что возможен и такой, и такой вариант? Я затеял этот разговор к тому, что сегодня зачастую мы не видим реальных нужд в жизни конкретных людей, в то время как на общей эмоциональной волне мы жертвуем туда, где уже есть финансовый излишек и изобилие. Но снова повторюсь я не против принесения централизованных пожертвований и десятин в церковь, но нужно проявить ответственность в том, чтобы убедиться, что эти деньги на самом деле идут туда, куда они должны идти. Пожертвовать деньги и сказать "а меня не волнует, что с ними будет дальше" - это несколько безответственно. Кроме этого, поступая так, мы создаем почву для потенциального искушения и падения в жизни получателя этих финансов. Именно по этой причине во всех non-profit организациях по мимо администрации, которая является получателем финансов, есть попечительский совет, который получателем финансов не является, но следит за их перераспределением. Это своего рода гарантия для жертвователя в том, что с его финансами поступят надлежащих образом и средства эти будут использованы на заявленные цели. Кстати, о заявленных целях, когда Павел собирал пожертвования, он четко обозначал на что идут эти средства, это также важный момент - я не буду разочарован, если знаю на что я жертвую и что будет с моими финансами.

    ОтветитьУдалить
  3. Если автор позволит, свой комментарий с высказыванием отношения к теме я дам ссылку на тему подаяния (это мой недавний пост-размышление на эту животрепещущую тему))
    Отдавать ли десятину?

    ОтветитьУдалить