пятница, 5 марта 2010 г.

Заключение к книге "Давид: Противоречия человеческого сердца"


Сердце – вот истинный рычаг всего великого.
 Людвиг ван Бетховен

Поздняя еврейская история считает Давида идеальным царем и относится к правлению этого лидера, а также его сына Соломона, как к золотому веку израильского царства. В глубоком уважении еврейская нация отводит Давиду второе место после самого Моисея. В то время как Моисей вывел израильские племена из рабства и объединил их в одну нацию у горы Синай, дав им заповеди веры и установив для них гражданские и духовные законы, Давид был настоящим основателем Еврейской монархии. И все же, несмотря на все свершения и заслуги Давида, как мы узнали из жизни этого израильского царя, он был самым обычным человеком.
Давид истории – не мрачный злодей и не христианский святой, это личность сложная и яркая, редкая среди венценосцев всех времен. Библия, освещая историю его возвышения и правления, приводит источники, восходящие непосредственно к его времени. Неведомый историк, писавший на пятьсот лет раньше Геродота, сумел с неподражаемым мастерством запечатлеть реального живого Давида во всей его противоречивости и эпическом великолепии. Это менее всего панегирик, в котором замалчиваются теневые стороны героя. Мы видим Давида обаятельного и щедрого, беззаветно отважного, великодушного, хранящего свято любовь и дружбу, видим Давида пламенно-религиозного, поэтичного и страстного. И одновременно это искусный тактик, необузданный и властный человек, беспощадный к врагам, не пренебрегающий порой сомнительными средствами для достижения своих целей. Таков Давид истории, при жизни возбуждавший глубокую любовь и такую же ненависть, а после смерти окруженный легендарным ореолом (А. Мень).

Узнавая о том, насколько контрастна была жизнь Давида, поражаешься, как Бог мог выбрать такого человека Своим помазанником, назвать его «мужем по Своему сердцу» и через его род сделать возможным приход на землю Мессии? Тем не менее, именно на примере Своих отношений с Давидом Бог показывает нам, что Его милость и благодать никак не зависят от наших заслуг. То, что Бог не отверг Давида, дает надежду всем нам. Праведных фарисеев жизнь Давида вряд ли смогла бы впечатлить, нам же она дарит надежду. «Все мы подобны заблудшим овцам. У всех нас и у каждого по отдельности есть привычки, от которых нам не избавиться: былые поступки, которые нам уже не исправить, недостатки, которые мы не в силах преодолеть. Вот с таким контингентом приходится иметь дело Богу», – пишет Макс Лукадо. Давид не был исключением из общего правила. Он, как и все мы, много раз согрешал, однако все же стал исключением – вернее, его отношения с Богом стали исключением из общего правила. Несмотря на свое царское положение, Давид не перестает признавать собственную нищету и зависимость от Бога. Одной из ключевых фраз, которой он определяет свое состояние пред Богом, стало выражение «а я беден и нищ». А спустя тысячелетие после того, как перестало биться сердце Давида, его Потомок, Иисус Христос, провозгласит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5:3), тем самым давая нам возможность узнать, почему не только Давид, но и его духовное потомство будет достойно царствования.
До момента избрания Давида на царство в Израиле не было царской династии. Бог обещает Давиду вечное семя на его престоле, а потомок Давида должен будет построить для Господа храм. Однако этому пророчеству суждено было сбыться не только буквально – у него есть более глубокий духовный подтекст. Потомки Давида действительно занимают израильский престол так долго, как долго в Израиле и позже во времена разделенного царства уже только в Иудее существует институт монархии. Сын Давида, царь Соломон, построил для Бога величественный храм, о котором мечтал Давид. Но только храм, о котором мечтал Бог, истинный храм поклонения, уже давно был создан Давидом, – это было его сердце. Именно поэтому в приходе Мессии речь идет о восстановлении скинии Давида, т.е. о том, что уже было построено, о храме человеческого сердца. Бог обитал в сердце Давида, полном непостоянства и противоречий, но Господь любил это сердце. А сегодня Бог ищет твое, такое же непостоянное и противоречивое сердце, чтобы обитать в нем, как Он обитал в сердце Давида.



Комментариев нет:

Отправить комментарий