Можем ли мы предположить, что Библия не все нам говорит? И что есть места, в которых нам будет нужно читать между строк, или же использовать приемы знания литературы для того, чтобы увидеть больший смысл. Посмотрим на стих из пророка Аввакума.
«Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв.2:4).
Кажется, что в этом стихе противопоставленные утверждения не до конца согласуются друг с другом. И для того, чтобы они были более согласованы, их нужно было бы изменить следующим образом: «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный пребудет в мире/покое» или «Вот, душа надменная в надменности своей погибнет, а праведный своей верою жив будет». Тогда понятно, что в первом варианте противопоставляются два состояния души у человека нечестивого и у человека праведного, а во втором варианте речь идет об итоге жизни человека нечестивого и человека праведного. В тексте же противопоставляются другие вещи, а именно – состояние души нечестивого и итог жизни человека праведного, странно не так ли?
Тем не менее, хоть этих антонимичных понятий, все же мы можем предположить, что в тексте они подразумеваются:
Вот, душа надменная не успокоится, пока в надменности своей не погибнет, а праведный пребудет в покое, потому что праведный своею верою жив будет.
Снова повторюсь, что чисто из-за логических и теологических соображений стих должен подразумевать это, потому что в первом случае говорится лишь о душевном состоянии надменной души, во втором же случае речь уже идет об обетовании жизни. Но обетование жизни, должно включать в себя и описание состояния, в котором пребудет человек в своей жизни. Равно как и описание состояния жизни нечестивой души, должно указывать нам на ее итог.
Комментариев нет:
Отправить комментарий