понедельник, 7 марта 2011 г.

Мысли навеянные книгой пророка Иеремии почти десятилетней давности

Пересматривая свой архив набрел вот на эту проповедь, кажется, я говорил ее еще только начиная работать в Теологическом Институте, т.е. это было уже около 10 лет назад. Интересно посмотреть на свои мысли, а еще интересней увидеть, что отношение к некоторым вещам у меня так и не изменилось, хотя тогда мне казалось, что всему виной исключительно моя молодость...
           
«Из всех пророков Иеремия мне наиболее антипатичен. Он крикун, амбициозен, немного коллаборационист. Поэтому я всегда удивляюсь, когда мои друзья называют его именем детей, хотя Жереми - действительно звучное имя»,[1] так говорит о пророке Иеремии, Франсуа Миттеран, в своей книге «Воспоминания в два голоса», написанную в соавторстве с Эли Визелем, еврейский автором и мыслителем выжившим в фашистских застенках в годы Второй Мировой войны. На что Эли Визель отвечает: «Я с вами не согласен. Вы несправедливы к Иеремии. Он не стремился стать царем, он даже, бедняга, не хотел быть пророком. У меня он вызывает сочувствие. Он говорил таким прекрасным языком, почти как Исайя».[2] И в принципе нет ничего удивительного, в том, что жизнь человека может вызывать столь противоречивую оценку – каждый из нас субъективен, поэтому нет ничего удивительного в том, что жизнь великого библейского пророка получила столь противоречивую оценку двух великих людей современности.
Но в этой статье мне бы хотелось сказать то, что пророк Иеремия сам говорит о себе, как он определяет себя в свете написанных им двух книг Библии?

Молодость – это та пора жизни, когда человек чаще всего страдает, о многом переживает и редко к чему, может отнестись спокойно и рассудительно. Проходит время и, оглядываясь на ту или иную пору в нашей жизни, мы сами над собой смеемся: «И как я мог об этом даже переживать, как я мог относиться к этому настолько серьезно»? Спрашиваем мы себя и не можем найти ответ. Молодость, так часто кажется нам беззаботной и несерьезной. Однако это не так. Беззаботность и несерьезность чаще всего – маски, за которыми молодые люди пытаются укрыться от одолевающих их чувств одиночества и частых депрессий, огорчений из-за отсутствия понимания у взрослых и востребования у общества. В это время, можно быть окруженным толпой сверстников и в тоже самое время – можно быть жутким одиноким. Можно добиться внимания многих людей и при этом остаться совершенно непонятым. В пору молодости мы наиболее ранимы поскольку – поскольку мы меньше всего защищены. Мы не защищены социально – мы еще не обрели своих гражданских прав, мы не защищены материально – мы еще не в состоянии себя обеспечивать, мы не защищены интеллектуально – мы еще не все знаем, и не способны правильно за себя решать. Интуитивно мы все это чувствуем, и, чувствуя, пытаемся реагировать, мы пытаемся убедить всех вокруг, а в том числе и самих себя, в том, что на самом деле все не так уж плохо и что на самом деле мы что-то из себя представляем. Мы пытаемся заявить о том, что на самом деле мы уже достаточно зрелы, чтобы принимать решения; мы достаточны, сильны, чтобы постоять за себя; мы достаточно обеспечены, чтобы отличаться от всех вокруг. Однако очень часто результатом всей этой «самостоятельности» являются наши «разбитые лбы» и покалеченные жизни. Иногда, когда мы оглядываемся на прожитое, и на все что было совершено, то все что мы можем сделать так это просто повторить вслед за Иеремией: «по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось» (Иер. 3:22).
            Сегодня я хочу говорить о том, где найти выход на все те вопросы, которые ставит перед нами жизнь в это очень важное для нас время. И для того чтобы найти эти ответы я предлагаю обратиться к Слову Божьему, к описанию жизни одного человека, который стал известен нам под именем пророка Иеремии.

            Книга Плач Иеремии по праву может быть названа книгой реабилитирующей пророков. Не только Иеремия оправдан Богом, но и все другие пророки, пророчествовавшие до него о разрушении Иерусалима и пленение Иудеев. Будучи призванным на служение еще в очень молодом, по меркам того времени, возрасте он практически всю жизнь жил ожиданием своего оправдания, он буквально истаивал, терпение его лопалось, его гнали и над ним смеялись, его били и злословили, его хотели убить и оговорить. Сорок лет этот человек ждал своего оправдания, а когда оно пришло, он не смог радоваться: горе переживаемое его народом было настолько велико, что ему нечему было радоваться и Иеремия плакал над своей правотой – он плакал вместе со своим народом. На его глазах буквально таили люди, матери варили своих детей и ели их, старцы умирали на улицах и вместо того, чтобы похоронить их в почете их просто выкидывали за стену в долину сыновей Еномовых.
            Жизнь Иеремии была сложной во всех отношениях, и мы знаем лишь малую толику того, что произошло с ним. По-разному он к ней относился, но вот вспоминая то через что ему пришлось пройти – он исповедует, что смог выжить и не отказаться от Бога и своего призвания только потому, что «милость Божья обновлялась к нему каждый день» (Иер. 3:23).
Будучи человеком зрелым он говорит: «Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него» (Иер. 3:24). Другими словами, оглядываясь назад, Иеремия говорит нам о том, что выбор сделанный им когда-то оказался единственным правильным. Он исповедует это, видя, как исполнились слова его пророчеств, когда он был оправдан перед всем народом, народом который некогда гнал и злословил его. Всю свою жизнь он был одни, ему было запрещено иметь жену и детей, и он ужасно страдал от этого, он страдал, потому что и сам он, да и все общество воспринимало это как проклятие. Однако, в ужасе наблюдая, как чьи-то дети умирали от голода, на коленях своих матерей, а матери ждали этого момента, чтобы сварить их и съесть он понял, что Бог был прав – нет ничего страшнее чем смотреть на мучение своих родных. «Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его» (Иер. 3:25).
Юность – это та пора нашей жизни, когда почему, то все хочется иметь здесь и сейчас. Нам тяжело ждать, нам тяжело терпеть. Молодость характерна горячностью, порывистостью и отсутствие терпения. И это нормально. Уинстон Черчель как-то сказал по этому поводу: «Тот кто в молодости не был либерал – у того не было сердца, а тот, кто не стал в старости консерватор – у того нет ума». Мы страдаем, когда нам приходиться терпеть мы мучаемся и тупеем, когда наши желания не исполняются. Иногда – это похоже на столкновение со стеной, которая как кажется, окружает нас со всех сторон. Иногда подобные временные тупики лишают нас инициативы и надежды. Хочется просто замкнуться в себе уйти в себя от жизни и всех, кто нас окружает. Все это по тому, что в юности нам особенно мучительно тягостно ждать. Это тяжело понять в юности, а возможно, что даже и невозможно понять и сегодня я не пытаюсь сказать, что это возможно, но говорю это, чтобы мы могли иметь утешение – Бог знает то, что мы чувствуем. И сегодня Он говорит нам о том, что у Него Свое время, все произойдет в нашей жизни, наши чаяния и надежды исполняться, но в Его время. Шестидесяти летним старцем молча наблюдая, как дымятся развалины Иерусалима Иеремия смог сказать то, что он не мог сказать в юности: «Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа» (Иер. 3:26).
Иеремия настолько потрясен правотой Бога, по большому счету нужно сказать, что Он не был готов к этой правоте – потрясение было слишком велико, оно было настолько велико, что он даже смог сказать: «Благо человеку, когда он несет иго в юности своей;» - то что он пережил в молодости уже больше не выглядело для него чем-то особенным, по сравнению с тем, что переживал его народ все проблемы его юности просто меркли. Именно так мы и должны оценивать нашу жизнь – гораздо лучше переживать потрясения в юности, потому что это закаляет нас, это и делает нас зрелыми и стойкими, именно в жизненных трудностях мы закаляемся и взрослеем. Проблемы и трудности не должны загнать нас в тупик, но они должны позволить нам углубиться в познание себя и Бога: «сидит уединенно и молчит, ибо Он наложил его на него;». Нам важно понять, что время молодости со всеми нашими проблемами дано нам Богом для того, чтобы мы правильно его использовали – использовали для чего? Для того чтобы найти Бога. Молодость эта та пора, когда мы склоны искать поддержку у кого угодно только не у Бога. Мы ищем ее у людей, но люди не понимают нас: сверстники смеются, взрослые возмущаются (да как ты и думать так можешь), а младшие просто не смогут понять. Не найдя поддержки мы замыкаемся в себе, мы перестаем верить в то, что нам вообще кто-то может помочь, и что хоть кто-то может нас услышать, не в том смысле чтобы выслушать – выслушать может и стена, но понять! Кто может нас понять?! Когда Иеремии было больше шестидесяти, он понял, что понять его мог только Бог. Только Бог может дать ему ответ. Только Бог может его укрепить и воодушевить. Иеремия понимает, что иногда ему нужно было просто молчать, просто молчать, потому что он просто не знал о чем он просил и чего желал. «полагает уста свои в прах, [помышляя]: "может быть, еще есть надежда"» (Иер. 3:29). Было то время, когда он в сердцах просил у Бога смерти для себя, было то время, когда он проклинал сограждан и призывал Божье отмщение на их головы за то, то они сделали ему. А когда это отмщение пришло, Иеремия был не рад, он плакал и плакал. И он пожалел о каждой своей просьбе к Богу о мщении. 
            Прошла пора юности, и Иеремия все вспоминал – он вспоминал, как за свою ревность, за свое желание служить он ничего не видел кроме презрения и насмешек, а пришла пора, когда за свое служение, за свою преданность Богу он получил первую пощечину. «За ревность, за жажду служить, так-то Ты благодаришь меня», - наверное так думал возмущенный и оскорбленный молодой Иеремия, когда Священник Пасхор первый раз ударил его по щеке и его первый раз заковали в позорные колодки. Молодость часто выставляется на посмешище – чувства молодых людей становятся поруганными и они принимают страшное решение – не чувствовать больше, они принимают решение не любить. Прошло время, и возможно увидев валяющийся на улице труп священника Пасхора, Иеремия подумал, что благо юноше, когда в юности он «подставляет ланиту свою биющему его, пресыщается поношением». Почему Иеремия мог сказать это потому что у него был прожитый опыт и теперь оглядываясь на свою непонятую ни кем юность, он видел, что прав был Один Бог. Почему потому что «ибо не навек оставляет Господь» (Иер. 3:31). Когда приходят проблемы нам кажется что это навсегда, нам кажется, что их никогда не станет меньше, нам кажется, что жизнь состоит только из них одних. Но Бог говорит, что это не навек, Бог не поступит так.
            Оглядываясь назад Иеремия говорит: «Но послал горе, и помилует по великой благости Своей» (Иер. 3:32).
            Юность – это пора трепета, это пора нетерпения, это пора открытости и горячности. Бог дал человеку эту пору. Бог создал нас такими, и Он установил в нашей жизни времена и сроки и определил, чем будет характерно, каждое время.
            Бог знал, что в юности мало кто будет понимать нас, об этом говорит Книга в Которой лучше всего описаны все наши возрастные периоды и свойственные им переживания. Бог понимает нас и дает нам это время для нашей пользы. Это то время, когда происходит наше духовное становление и это то время когда мы меньше всего готовы принимать решения, но принятые решения оказывают влияние на всю последующую жизнь. Бог хочет, чтобы решения принятые нами не были продиктованы нашей горячностью или нашей озлобленностью, Бог хочет, чтобы нами не просто руководили эмоции, но чтобы мы в уповании на Него, позволили Ему помочь нам разобраться в нашей жизненной ситуации.
            Нам важно понять, что важные решения не должны принимать второпях, но в спокойном и здравом созерцании себя и Бога, Который нас создал. Никто не сможет понять нас лучше, чем Он. Ведь Он нас создал. Никто лучше Него не сможет нам объяснить через что мы проходим в тот или иной период нашей жизни, ведь именно Он нас ведет и направляет. Мы можем подобно Ионе вырываться и убегать от Него, мы можем терять отведенное время для нашего пути. Но мы должны помнить что, когда мы вернемся мы начнем с той точки нашего пути, с которой мы сошли с дистанции. Бог не подарит нам часть земного пути уже пройденным, нет каждому из нас предстоит пройти приготовленный для нас путь, поэтому, чем раньше мы начнем его проходить, тем дальше мы успеем пройти, тем больше мы сумеем достичь в Богом уготованном для нас будущем.





[1] Франсуа Миттеран и Эли Визель, Воспоминания на два голоса, главы из книги, пер. с франц., Н. Сперанской, http://magazines.russ.ru/inostran/2001/2/mitter_fr.html.
[2] Франсуа Миттеран и Эли Визель, Воспоминания на два голоса, главы из книги, пер. с франц., Н. Сперанской, http://magazines.russ.ru/inostran/2001/2/mitter_fr.html.

22 комментария:

  1. Все правильно,но как быть тем кто уже не молод и у кого уже мало времени,тем кто дальше уже не успеет и достичь большего не сумеет?Поезд ушел? или????

    ОтветитьУдалить
  2. Достичь большего - по сравнению с чем? Любое достижение человека на земных его путях - в конечном итоге величина бесконечно малая. Точно так же, как любая, сколь угодно длинная человеческая жизнь - практически ноль по сравнению с вечностью. Imho, если человек понимает, кто он есть по сути своей (см. Рим.3:23)- на поезд успел. А пожилой возраст имеет и свои преимущества - суеты поменьше, да и грехов, наверное тоже.
    К этому же - хрестоматийный пример отноительно того субъекта, который не только ничего хорошего не сделал, но ко Христу (к тому же безо всякой надежды) обратился в том состоянии, когда чисто физически уже ничего позитивного был сделать не в состоянии. Однако именно он первым получил величайшее из всех возможных обетований...

    ОтветитьУдалить
  3. Я вспомнил об этой статье/проповеди после своего разговора со своим другом американским писателем Дэвидом Бейкером. Нужно сказать несколько слов о Дэвиде, чтобы было более понятно остальное. Дэвиду в этом году 60 лет, он был обладателем миллионого страхового бизнеса, но продал его ради карьеры писателя. Где-то в пятьдесят лет он закончил магистерскую программу по богословию в солидном шотландском университете. К этому моменту он написал, не знаю сколько точно, но 6 его книг стоят на полках у меня дома, и я знаю, что в этом году на русском выходит еще одна. В штатах у него прекрасный дом на собственном ранчо в штате Пенсильвания. В общем, в моем представлении Дэвид человек более, чем успешный, который многое успел в жизни и много достиг. Однако, когда я разговаривал с ним в последний раз, я почувствовал, что его угнетают те же самые вопросы, что и меня. "Время идет, а я так мало сделал!" "Господи, я встал на тот путь, к которому почувствовал тягу всего своего сердца, но кажется, что на этом пути я простаиваю и застреваю, почему?" Кстати, не далее как вчера вычитал у Иеремии следующее: "Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби, и чтобы дни мои исчезали в бесславии?" Иеремия задал вопрос, который я думаю беспокоил далеко не только его одного, но по сути он выражает беспокойство всего человечества: "Добьюсь ли я настоящего успеха в жизни?"
    Так вот говоря о настоящем успехе, я понял, хотя еще не доконца примирился с этим, что это величина самая относительная из всех существующих. В моих глазах мой друг, Дэвид Бейкер, более, чем успешный человек, однако сам Дэвид так похоже не считает... Получается, что человек никогда не будет удовлетворен собой, всегда будет сомневаться в правильности выбранного пути, и всегда будет взывать к Божьему оправданию.

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный8 марта 2011 г., 0:11

    Александр Македонский считал успешным Диогена"еслибы я небыл АЛЕКСАНДРОМ ,я хотел бы родиться Диогеном".А вот Диоген,Александра успешным не считал.Какого успеха мы ищем?

    ОтветитьУдалить
  5. Какого успеха мы ищем - хороший вопрос. Даже ключевой, imho. Думаю, например, что с позиций большинства (едва ли не абсолютного) "нормальных человеков" заповеди блаженства - ... Слов все равно не подберу. Что-то из категории "врагу не пожелаешь".
    Но тут есть один нюанс, суть которого крайне проста и состоит в следующем: об успешности любого процесса можно сделать вывод только по его завершению. Пример - варка супа (пардон за столь приземленную аналогию): насколько была она успешна, становится ясно не тогда, когда "процесс идет", а когда он закончен. Жизнь наше в ее нынешней, биологической стадии - тоже процесс. И судить о ее успешности или неуспешности -по аналогии с супчиком - тоже можно только потом. Другое дела, что в подобных разговорах в неявном виде часто сквозит мысль о том, что жизнь наша заканчивается "биологией" полностью и окончательно. В таком случае говорить о ее успешности или неуспешности (равно как и о смысле) - смысла нет. Причем ни малейшего.
    Кстати, есть старое русское слово, очень созвучное успеху. Называется - успение...
    А что до неудовлетворенности собой и сомнений в правильности выбранного пути - думаю, эти штуки стоило бы разнести. Для меня, например, правильность следования за Спасителем, веры в Него сомнений не вызывает. Неудовлетворенность же собой имеет место быть в полной мере. "Бедный я человек...".
    Взываю, правда, не к оправданию, а к Божией милости.

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный8 марта 2011 г., 4:32

    Неудовлетворенность,жажда успеха.Как результат стремление стать лучше когота,выделиться из толпы,но ктото всегда будет выше-неудовлетворенность.А этого ли хочет от тебя Бог,чтобы ты стал лучше когота?или ты должен стать лучше чем ты есть сейчас.Попробуйте суп не варить,а готовить,станьте участником процесса,вдохните аромат,посмотрите как все весело булькает и результат уже не так важен.

    ОтветитьУдалить
  7. Какого успеха мы ищем? Счастливая семья - это успех? Успех! Хорошее здоровье - успех? Успех! Налаженный быт? Тоже успех! Я понимаю, что всего этого мы не возьмем туда, но вот только мне не хочется врать и убеждать самого себя в том, что я не хочу этого здесь. Я понимаю, что скорее всего каждый человек в той или иной степени может смириться, сжиться, в конце концов научиться жить и с проблемами, неудачами, болезнями. Но скажите, разве нормальный и в здравом рассудке человек сам себе такого захочет?
    Также, я думаю, что под успехом мы понимаем и достижение ожидаемого результата от своей деятельности. К примеру, успех Ионы (в его представление) - уничтожение Ниневии. Он достиг несколько иного успеха - ниневитяне покаялись и город был сохранен. Но согласитесь был бы полный облом, если бы вообще ничего не произошло. Успех Иеремии - признание в нем Божьего пророка его соотечественниками. В конце концов его признали, признали его правоту, но при тех обстоятельствах, в которых Иеремия сам не был рад своей правоте. Но снова согласитесь, какого было бы, если бы он умер, так и не дождавшись исполнения своих слов?! Ему было трудно жить и ждать целых 40 лет исполнения сказанных им пророчеств. Как и Иона, он пытался убежать от своего призвания: "И подумал я: "не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его"; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог" (Иер.20:9). Но скажите, разве у нас есть такая возможность не исполнять своего призвания? Такой возможности нет. Мы не можем отказаться и преспокойно жить дальше. Я понял это в 21 год, я пытался убежать от Бога, пытался жить без Него, я не смог...
    У нас нет выбора, поэтому находясь на этом пути, конечно же, нам хочется приуспеть, но здесь от нас не так много зависит...

    ОтветитьУдалить
  8. Какие же могут быть "или" - естественно, "расти над собой". Что до "не варить, а готовить" - это вроде бы синонимы, нет?
    Что же до ПРОЦЕССА "готовки" - при всем уважении к "веселому бульканью" (которого вообще-то в нашей жизни с избытком как раз за пределами церкви, да и в ней тоже нередко) - мне все-таки представляется очевидным, что результат очевидно первостепенен. А то ведь - как там? "Будем пить, есть и веселиться, ибо завтра умрем"...

    ОтветитьУдалить
  9. Я тоже не мазохист – болеть, нищенствовать и т.п. неохота.
    Что же касаемо возможности не исполнять своего призвания – такого навалом. Сам Спаситель, кстати, о разного сорта рабах с их талантами рассказал. Спокойно живут даже атеисты – правда, до определенного момента.
    Что до Вас лично, Алекс – слава Богу!
    Тут, правда, есть такой момент: человек должен довольно отчетливо и главное – ОБЪЕКТИВНО осознавать свое призвание. А то ведь иногда как бывает? Ни одному человеку, ни разу в жизни не подходившему к роялю, в голову не придет сыграть второй концерт Рахманинова. А вот что до «благовестия» - о, тут – каждый готов! Да еще и со ссылкой на пресловутое «идите и научите» - не подозревая, что перевод этот вообще-то неверен. Результат - …
    Да и с кафедры не у всех и не всегда достаточно убедительно получается.

    ОтветитьУдалить
  10. Да и не должно у всех и всегда "убедительно получаться" с кафедры, лучшая наша проповедь звучит с места нашего призвания, именно так мы прославим Бога сильнее всего. В церкви же пытаются убедить всех и вся, что благовествовать нужно абсолютно всем, причем под благовествованием очень часто понимается заученная клише "приходите в церковь, Бог вас любит". На мой взгляд в большинстве случаев - это пародия на благовествование.
    Еще одна проблема связанная с призванием всех служить - появление в церкви "депрофессионализированной" прослойки (да простит меня Денис Гиль, если написал это сложное слово с ошибками). Люди пошли служить, при этом разучились жить, зарабатывать себе на хлеб, потеряли свои гражданские специальности, а когда опомнились, было уже слишком поздно...

    ОтветитьУдалить
  11. Разве бывает слишком поздно?В таком случае человеческая жизнь-слишком мало.Это действительно слишком мало,если мы не подружимся с самими собой.Для начала не плохо бы кого нибудь простить,начиная с себя.

    ОтветитьУдалить
  12. На самом деле "слишком поздно" бывает только в наших мозгах, но все же...
    Если вы читали "Источник" Айн Ренд, там этот момент очень здорово описан, когда Говард Рорк смотрит на живопись Питера Канинга, человека, который всю свою жизнь занимался всем чем угодно только не живописью, человека, который выбрал делать то, в чем убеждали его другие, так вот Говард Рорк смотрит на живопись Канинга, и он говорит только одну фразу: Слишком поздно, Питер.
    Скажу откровенно мне не очень симпатизирует пессимизм Айн Ренд, и все же, я понимаю, что есть огромная разница в том, в каком возрасте ты найдешь свое место в жизни...

    ОтветитьУдалить
  13. Возраст?Для места в жизни,он конечно играет значение.Только пока есть неудовлетворенность и успеха не будет,а когда цель успех,удовлетворения нибудет никогда.(берегите вдохновение вы затеяли серьезную книгу,искренне ваш гвЖ:)

    ОтветитьУдалить
  14. Согласен. Относительно «с кафедры» - точнее было бы сказать «хотя бы с кафедры», потому что именно в этом случае нередко особенно «ухо режет». К тому же – что увидят\услышат те, кто внял-таки этому «приходите в церковь»? Удивляет меня лично не то, что многие уходят, а то, что хоть кто-то остается…
    Что до «места служения» - тоже согласен, т.к. считаю, что богослужение не только не кончается церковным собранием, но в значительной степени как раз и начинается после того, как мы выходим из церкви.
    Что до «слишком поздно» - я лично понял эту фразу в том смысле, что «профессиональный верующий» понял-таки, что благовестие – не его «дар», но держать в руках напильник к этому моменту разучился. В связи с чем наступает разочарование – в лучшем случае в себе, в худшем – в Боге…
    А прощать себя, любимого, можно, конечно – но что-то сомневаюсь, что в этом случае тебя простит Бог. Думаю, как раз наоборот – Бог прощает того, кто не может простить себя сам. Вспоминается в этом плане притча о пришедших в храм мытаре и фарисее. И еще – не помню кем сказанное: «Единственный способ быть достойным Вечери Господней – это понимать свою полную недостойность участия в ней».

    ОтветитьУдалить
  15. А чего удивляться, люди очень часто остаются в Церкви не благодаря нам, а именно вопреки нам - Божья благодать действует и мы бессильны ей помешать.
    О "профессиональных верующих", лично я разочаровался в бездумных церковных мотиваторах, которые успевают вас вдохновить быстрее, чем вы в чем-то начнете разбраться, а потом уже на самом деле наступает "слишком поздно" выраженное в "очень страшно" что-то в своей жизни менять.

    ОтветитьУдалить
  16. Мне нравится эта фраза"вопреки нам,бессильны помешать",вы уже и себя отнесли к этой категории?Ваш друг Девид,наверное прав,6 книг НА ПОЛКЕ,да пусть хоть 106 книг,пока не выйдет "мастер и маргарита",число книг значения не имеет.

    ОтветитьУдалить
  17. Думаю, что к этой "категории" себя отнесет любой честный человек...

    ОтветитьУдалить
  18. Извините,что отвечаю с опозданием,дочь 1.5 года постоянно требует внимания.А вы кстати давно разговаривали с детьми,не с позиции"Я умный,а вы соответственно неочень",ведь по сути они вам такиеже братья по Адаму,перед Богом.Ну да я собственно о сути проблемы.Верить мы можем во что хотим,а вот доверять Богу разучились.Отсюда и появляются вопросы на которые нет ответа.И,как вы верно заметили,Бог через нас действует,даже вопреки нашей воле.Вы и ваш блог,какимто образом,помогли мне приоткрыь дверку доверия Богу,и если я смогу распахнуть эту дверь,чтобы она уже не закрывалась,это и будет успех моей жизни.(за что вам безмерно благодарен гвЖ:)

    ОтветитьУдалить
  19. Супер :)
    у меня дети очень умные, не перестаю удивляться :), поэтому боюсь, что даже, если бы я и хотел общаться с ними с такой позиции, из этого мало, что получилось.

    ОтветитьУдалить
  20. Вот и получается,хотим мы этого или нет,а свою роль съиграем,а так :-) или так :-( ,зависит уже от нас.Да к стати об успехе,как РЕЖИСЕР захочет,так и будет.Так стоит ли переживать.

    ОтветитьУдалить
  21. Стоит :) смысл всей человеческой жизни - переживать.

    ОтветитьУдалить
  22. Переживать конечно стоит,только смотря как"в одно окно смотрели двое"

    ОтветитьУдалить