пятница, 4 февраля 2011 г.

Набросок еще одной главы для книги "Бог под арестом"


Если мы проведем непредвзятый сравнительный анализ описания идеала общины верных у Христа, так как это описывается евангелистами, и описание действующих общин в посланиях Павла, - мы сможем увидеть достаточно серьезную разницу.
Нам сразу же бросится в глаза отличие в определении взаимоотношений внутри общины. У евангелистов мы обнаружим сообщество равных учеников, которые не имею права именоваться наставниками, учителями, отцами – подобное положение может занимать только Господь Бог. Однако в общинах Павла мы можем наблюдать появление различных церковных властных «офисов», среди которых мы можем увидеть, к примеру, офис учителей. А сам Павел без зазрения совести именует себя отцом некоторых верующих, которых он родил в вере. Также мы не можем не заметить и то, как отличается вопрос церковной дисциплины в церквях Павла и в так называемой Иерусалимской церкви. Павлу постоянно приходится «стучать кулаком по столу» и грозить применением дисциплины к согрешившим и оступившимся христианам, в то время как, в Иерусалимской церкви апостолам не приходится прибегать к подобным мерам – Дух Святой, и только Он Один, выносит дисциплинарные наказания в церкви, думаю, что всем нам хорошо известен пример наказания Анании и Сапфиры.
Однако в последующие века мы можем увидеть, что модель церкви Павла стала преобладающей моделью церковного устройства в христианской среде. Для подобных церквей, прежде всего, характерно отсутствие духовных проявлений, за то в них ярко проявляется автократия человеческого руководства. Другими словами, чем больше мы оставляем места для человеческого авторитета, тем меньше остается места для Духа Святого. Как же это, стало возможно, спросите вы? Прежде всего, в этом виноваты сами верующие. Ни одна автократия не смогла бы существовать, если бы мы, люди, сами не позволили ей этого. Мы сами делаем диктаторов диктаторами. Мы сами наделяем их чрезвычайными полномочиями и абсолютностью власти.
Давайте посмотрим, как это происходит технически. Первое, что нужно отметить, что в церковной среде диктатура находит возможность для укоренения и последующего развития, гораздо проще, чем это происходит в среде светской. Автократия в церковной среде базируется на чрезвычайности откровений и прикрывается духовной близостью с Господом. Нужно сказать, что даже доказательств этой близости не потребуется, ее нужно просто эффективно и безапелляционно декларировать, не оставляя инакомыслящим шансов для возвражений, а еще лучше, сразу же заставить их замолчать или высмеять с позиций своих более «продвинутых» откровений: братья, идите, помолитесь и пересмотрите свои отношения с Господом, ну не мне же их идти пересматривать?!! Для подобных автократий характерна иррациональность, самодурство и безрассудство, не стоит даже пытаться понять логику принимаемых решений – ее просто нет. В большинстве случаев вам буду говорить о полученных откровениях и чувствованиях. Для церковных диктаторов характерен синдром мессианства – они считают себя настолько исключительными, что никогда не станут рассматривать возможность своего ухода: их любят, их ценят, и самое главное их избранничество не просто от людей, с мнением которых считаются все меньше и меньше, а, конечно же, от Господа, коль скоро уж Он допустил их присутствие на занимаемой должности.
Церковная диктатура, в прочем, как и любая другая, не приемлет инакомыслия. Хотя для диктаторов характерна любовь к игре в демократию, ведь им нравится осознавать, себя не просто людьми власть узурпирующими, а получившими ее вполне законным путем. Поэтому в большинстве случаев у евангельских диктаторов существует братский совет, на котором диктатор предложит братьям высказываться. Но…, братья скажут, конечно же, скажут это про себя: «спасибо, но дураков нет, сейчас высказываться себе выйдет дороже», - и будут молчать. Диктатор в свою очередь будет выражать недовольство инертностью и безынициативностью своего окружения – парадоксально, не так ли, если учесть, что он сам же и уничтожил свою оппозицию?! Но диктатура в целом парадоксальна от начала и до конца. Что можно отметить еще? Пожалуй самое главное – церковные диктаторы ненавидят образование – это их смерть. Еще раз повторюсь: серьезное богословское образование положит конец любой церковной диктатуре. Потому что диктатура рождена нашим невежеством, она им питается, она за счет него живет и здравствует. Поэтому на любое серьезное сказанное в церковной среде слово, диктатор будет возражать, что это говорить не стоит, ведь в нашей среде есть люди разные, есть здесь и младенцы, поэтому не стоит разрушать в людях веру. Аргумент, конечно же, веский и наверняка бы был принят во внимание в любом другом суде, но только не в том, где Судией будет Христос. Давайте вспомним, волновало ли Христа хоть сколько то проблема «пищеварения» у так называемых духовных младенцев? Нет, и еще раз нет. Не можете скушать? Ваша проблема. Откройте Евангелие от Иоанна: должны будете пить Кровь Мою и есть Плоть Мою …., - часть слушателей среди, которых кстати были ученики со стажем уходят, - может быть и вам то, что было сказано «невкусно»? – звучит вопрос к остальным. В Библии все четко написано, но диктаторы умеют читать ее очень выборочно и путано, так чтобы слушатели по возможности как можно дольше оставались непросвещенным быдлом – главное, чтобы оставались в загоне, ну и десятины платили своевременно.

17 комментариев:

  1. Один скажет, что это непослушание, другой скажет - духовное прозрение. В любом случае смело.

    ОтветитьУдалить
  2. Ну, а как это сказать,когда все вокруг боятса и нехотят попасть под "охоту на ведьм",ведь знаешь,тебя будет обговаривать,на молитвах будут "насильно" застовлять каится в грехах хотя внутри у тебя нету обличения...,повторять обещания Богу,которие совсем нехотел довать...может это виглядит смешно,но после таких постоянних "ритуалах" вообще опускаются руки,тебе же заткнут сразу рот и перепугают всеми проклятиями,..накопилось очень много

    ОтветитьУдалить
  3. А с подобными вещами нельзя бороться от них надо бежать. Мы не в силах исцелить тех, кто упорствует в своей болезни. "Врачевали мы, врачевали Вавилон, но он не исцелился..."

    ОтветитьУдалить
  4. "Опасность возникает тогда, когда структура начинает жить своей жизнью и предлагать себя взамен Христа, подчиняя верующих себе." Д.Колсон

    ОтветитьУдалить
  5. Самая настоящая опасность кроется в том, что система делает нас подобными себе в тот самый момент, когда нам кажется, что мы ее изменяем и побеждаем.

    ОтветитьУдалить
  6. Да,интерестная мисль,...ну неверю я,хоть камнями побеите,что страхом можно удержать людеи и добиватся коких то целей,планов,этот способ применяют руководители,которие потеряли авторитет и доверие людей,обижаются, когда чтото происходит без их вмешательсва

    ОтветитьУдалить
  7. Для удержания людей используются различного рода манипуляции от косвенного запугивания через проповеди или личное общение до закулисных церковных интриг, игр и даже организованной травли. Беда в том, что в равной степени манипуляторы и манипулируемые практически не способны отрефлексировать свои действия, слова, поступки. Манипуляторы, правда, весьма изобретательны и искусны - любое свое говорение и действие способны оправдать "правильными" местами и словами.

    ОтветитьУдалить
  8. Найбільше сподобалися слова: "Пожалуй самое главное – церковные диктаторы ненавидят образование – это их смерть."

    ОтветитьУдалить
  9. мне, в этом контексте, оказалась близка книга Улицкой "Переводчик Штайн"...можно увидеть, что проблема веры и фарисейства была всегда...часто в нас живет ожидание: "что нам кто-то должен",но это психологический и личностный аспект...Спасибо за мысли Саша....

    ОтветитьУдалить
  10. Прочитала один отрывок Митрополита Антония Сурожского...мне понравился:

    Кто кому служит?

    Мне недавно сказал один архиерей, что с рукоположением дается власть: епископ властвует над священниками, священник - над народом. Я ответил:
    В таком случае, ты ничего не понял.
    Я воспитывался мальчиком на Востоке, мой отец был консулом в Персии, и я помню громадные пустыни...Мне представляется бесконечное небо и посреди этого маленькая группа существ - десяток овец и пастух. Вокруг и дикие звери, и другие опасности, что угодно. Пастух такой же уязвимый, как и эти несчастненькие животные. Разница между ними такая: он готов жизнь за них отдать.
    Мне кажется, все пастырство в этом заключается. Не в том, чтобы учить (конечно - учить тоже), но чтобы люди знали: ты живешь для них. Вот, мне кажется, это слово. Чем меньше иерархической власти, тем лучше.

    ОтветитьУдалить
  11. Мне кажетса,диктаторство может зачинатся даже в любой здоровой системе....мой жизненний пример.Я как родитель тоже готова жизнь отдать за своих детей,но я парой так увлечена "глобальными"вопросами что неуделяю время для разговоров,учёбы,несмотрю с кем они дружат,..ну типа всем кушать даю и хватит,...но я незамечаю как контакт потерялся,всё пошло не так,а дети ЭТО очень остро замечают и выражает своё несогласие Бунтом....Тут то я им и затыкаю рот самым мерзким оброзом и начинаю их пугать (я и недумала как низко могу опустится)один раз,второй,третий ..и моё сердце становится чёрствым и способна ими упровлять через страх,контроль...всё бы так продолжалось бы если не несогласие дочки...Бог меня очень сильно обличил тогда,всё мало по малу изцеляется!!!

    ОтветитьУдалить
  12. Отличная иллюстрация с семьей, я полностью разделяю Вашу позицию. Мы не замечаем того, как бездумно порой поступаем с нашими детьми навязывая им свою волю, абсолютно не обосновывая при этом свою позицию. Говорим "нет", при этом не аргументируя почему мы так делаем. Конечно, я согласен, что иногда нам кажется, что объяснять очевидное - глупо, но давайте не будем объяснять, что очевидное для нас - невсегда будет очевидно другим. Также я понимаю, что иногда на объяснения просто не будет времени, что ж такие ситуации и правда бывают. Но я замечал за собой и такие моменты, когда я говорил "нет" без всякой видимой на то причины, не объясняя свою позицию не только своим детям, но даже самому себе. А потом я узнавал в расстроенных и недоумевающих глазах своих детей мои собственные детские глаза - мы ходим по кругу, что в семье, что в церкви, но как же хочется вырваться из этого круга при этом не теряя отношений с теми, кого ты любишь.

    ОтветитьУдалить
  13. мне кажется, как то любви маловато в словах автора... я не спорю с приведёнными доводами, но мы христиане и обличать должны в любви, а не в бунте...

    ОтветитьУдалить
  14. Прочитанное здесь - весьма скучное сочинение на тему, как я зол на тех, кто не воспринимает меня (или мой талант) всъеръёз. Тема, конечно, злободневная и больная, но как может о болезни писать человек, который сам болен ей. Болен и притом не исчет исцеления, вытягивая сучки из глаз в своём глазу бревна не замечает... А от прочитанного (стиля изложения) остаётся именно такое впечатление...

    ОтветитьУдалить
  15. А мне ваш,"аноним:"),комментарий понравился,самокритично.Только,все равно, любви маловато:)

    ОтветитьУдалить
  16. Упс...А тема то глубже.Между жалостью и прощением,пропасть.Простить себя,первый шаг на верную дорогу-дорогу к любви.

    ОтветитьУдалить
  17. Очень хорошая тема, но к сожалению предпосылка к этой теме хромает. Сравнивать общину первых христиан в Иерусалиме и общины насажденные Павлом странно. Приведу несколько примеров:
    Первая община управлялась 12 учениками, а не Духом Святым напрямую, причем в этом мы видим ярко выраженный авторитет Петра, Иоанна и Иакова. Например в случае, когда решали нужно ли позволять язычникам верить так как иудеям
    2. первые три главы Откровения написаны по адресу в большинстве общин начатых Павлом, а книга написана Иоанном, ближайшим учеником Христа, и критики на церковное управление там почему то нет.

    ОтветитьУдалить