суббота, 12 февраля 2011 г.

Продолжая работу над "Бог под арестом"


- Знаешь, иногда, может быть всего на мгновение, нам покажется, что мы Его вычислили, что мы Его просчитали, и теперь все «зная» о Нем, мы можем попытаться с Ним договориться, а может даже попробовать Его контролировать. Но Он вырвется из расставленных нами силков в тот самый миг, когда мы только допустим эту мысль в своем разуме. Он разрушит рамки правил и теорий, которые мы только что для Него вывели, пользуясь при этом Его же Собственным Словом. Бог сбрасывает сети человеческих богословских теорий, вырывается из прочных переплетов богословских справочников, показывает глупость и безрассудство тех, кто едва допустил мысль о том, что своим разумом смог постичь Непостижимого. Он не играет по нашим правилам, поэтому мы и не можем Его изучать, все что мы можем, так это встать на определенный Им для нас путь познания Себя.
- Постой, но, таким образом, выходит, что никто не может позволить себе претендовать на обладание ответами на все вопросы? Ты это хочешь сказать?
- Скажу больше: уход от истины и начало всех заблуждений кроется в претензии на обладание полнотой знания о Божьем творении и о промысле Его о Церкви, о человеке и о мире. Там, где подобное происходит, образуется рабская и закрытая для каких бы то ни было богословских исканий среда. Именно поэтому истинной церкви всегда было более свойственно отрицательное богословие, чем утвердительное: легче указать, чем Бог не является, чем дать определение Его качеств, ибо всякое такое определение ограничивает определяемый предмет, а Бог безграничен, и эту безграничность человеческий ум не в состоянии понять, а язык – выразить.
- Своим сердцем я чувствую, что ты говоришь правильно, но разумом мне сложно с этим примириться, ведь тогда получается, что все это время мы лгали другим и себе, строя наши церкви на претензиях об обладании истинной верой, и клеймя ересью всякого кто с нашей позицией не соглашался.
- Ну, в этом нет ничего нового, - грустно улыбнувшись, ответил он, - люди издревле усвоили истину о том, что гораздо проще возвышаться за счет унижения другого, и проще расти не за счет собственного совершенствования, а за счет указания на недостатки другого.
На мгновения я задумался, погрузившись в воспоминание многочисленных разговоров и советов, где мы непременно находили жертву для осуждения, а осудив, несмотря на появившееся гадостное чувство от прикосновения к чему-то мерзкому, все-таки мы чувствовали себя лучше.

3 комментария:

  1. В этом отрывке вашей книги: Православное Апофатическое богословие отрицания рулит :)
    Зато протестантское, утверждающее неизменное знание о Боге - показывает свое несовершенство...
    Интересные мысли, Бог в помощь!

    ОтветитьУдалить
  2. Вопрос приверженности апофатическому или катафатическому богословию на мой взгляд - это не вопрос принадлежности к той или иной христианской конфессии, а скорее вопрос челоческой гордыни, которую, к сожалению, мы можем увидеть как среди протестантов, так и среди православных...

    ОтветитьУдалить
  3. Это очень легко - запутаться в количественном и упустить из виду качественное.
    Качественно, я познал Бога, познал Его в _совершенстве_.
    Количественно, я продолжаю познавать Его, открываю для себя новые грани Его личности, уточняю то, что было открыто мне ранее.
    Эрго: мое знание о Нем несовершенно и никогда не будет совершенным. В то же время, мое знание Его совершенно.
    Очень часто люди выдают количественное несовершенство знаний о Боге за качественное несовершенство знания Его. Это очень плохая тенденция и очеь плохое учение...

    ОтветитьУдалить