четверг, 24 марта 2011 г.

СПИСОК ШИНДЛЕРА




Вчера посмотрел «Список Шиндлера», даже не знаю, как получилось, что до сих пор ни разу не видел этого поистине знакового фильма. Что же меня поразило? Поразил сам образ Шиндлера. В начале фильма его изображают, как обычного дельца. Он – разорившийся авантюрист, который приезжает в оккупированный Краков, чтобы еще раз испытать судьбу. Он сорит последними деньгами, пуская пыль в глаза немецким офицерам, чтобы сдружиться с ними. Используя, создавшуюся ситуацию в гетто, он наживается на евреях, которые из-за безвыходности вынуждены с ним сотрудничать. Он делает на них деньги – они смотрят на него, как на Бога. Для них фабрика Шиндлера – последнее безопасное пристанище в этом мире, для него – производство выгодного товара для фронта. Шиндлер – аморальный тип, беспорядочный в своих половых связях, и пренебрегающий своей женой. Он зарабатывает миллионное состояние на людях, которых война превратила в его рабов, но которые продолжают с благодарностью работать на него и смотреть как на своего спасителя. В то время как Шиндлер без конца кутит, проматывая заработанные деньги в компании немецких офицеров и проституток.
Но затем Шиндлер прозревает -  маленькая девочка в красном пальто появляется, как кажется, только с одной целью, чтобы этот человек наконец-то увидел весь тот ужас, в котором оказался еврейский народ. Ее красное пальто в черно-белом фильме – это акцент режиссера, дающий шанс зрителю, отчетливо осознать драматический момент прозрения. Эта же девочка в красном пальто, вернее ее останки, вновь появляется перед глазами Шиндлера, в тот момент, когда заключенные концлагеря эксгумируют и сжигают тела убитых в тот злополучный день прозрения Шиндлера – день разгрома Краковского гетто.
И вот этот аморальный и беспринципный человек, Шиндлер, становится спасителем нескольких тысяч евреев Кракова. Драма фильма обостряется, когда купленный им в буквальном смысле эшелон с еврейскими женщинами попадает не к нему, а в концлагерь Аушвиц. Шиндлер вырывает их и оттуда. Он тратит все свое состояние, чтобы спасти этих людей, и он их спасает. Он рискует своей жизнью, теряет все свои деньги, но спасает этих людей.
В конце фильма спасенные подносят ему подарок – золотое кольцо отлитое из нескольких зубных коронок, чудом не замеченных ранее фашистами. У Шиндлера трясутся руки и он роняет кольцо, когда ему переводят выгравированные на кольце слова из Талмуда «Каждый, кто спасает хотя бы одну жизнь – спасает весь мир». Он рыдает, он сокрушается о том, что он так бездумно проматывал свои деньги, а ведь он мог стольких еще спасти.
Фильм потряс меня до глубины души. Я пытался провести анализ жизни этого человека и тот поступок, который он совершил: Шиндлер – прелюбодей, мот, делец, пьяница, и Шиндлер – спаситель целого поколения евреев. Как это увязать? Кажется, что так не бывает. А вернее так не должно быть: «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]?» (Иак.3:11). И кто же из нас настоящий человек? Прелюбодей Шиндлер, который тратит все свое состояние до последнего шиллинга, чтобы спасти обреченных на смерть евреев? Или я – человек в большей степени интересующийся только своей собственной жизнью?
Сегодня делился этими мыслями с девушкой, с которой вместе учимся на курсах французского, она сказала, что на днях увидела как неопрятно одетая женщина на улице кормила бездомного котенка, а потом она увидела ее лицо – пропитое лицо. Но вот обладательница этого отталкивающего лица сделала поступок, на который, по словам моей собеседницы, она не была способна…
Будучи христианами, мы часто пытаемся отметить свое превосходство перед людьми этого мира, халдеями, как мы любим их называть. Но вот только я не перестаю удивляться тому, как много людей среди этих «халдеев», можно было бы назвать людьми с большой буквы и как многих христиан можно было бы поставить с ними рядом.

8 комментариев:

  1. Da, film chorosyj, smotrel jego naverno raz 5 i kazdyj raz stoto novogo v niom videl...
    A vot pro nas, verujuscich, da dejstvitelno inogda necego daze nicego chorosego skazatj- mozem zaprosto projti i mimo nuzdajescegosia, i mimo stradajuscego brata po vere toze... Ja sam ne odin god byl pocti bomz, uveroval i nacal posescatj cerkovj. I sto ze- mimo menia prochodili tolpy bratjev i sestior, mnogyje iz kotorych znali obo mne vsio, no prochodili mimo. A te, kotoryje uz podhodili, to darili tolko suchoje "budj blagosloven" i bystro bystro staralisj izbezatj dalnejsego obsenia... Ne znaju, mozet ja stoto i plocho ponimaju, no po mojemu, kodga Biblija govorit blagoslovliatj drugich, ona ne imeet tolko slovesnoje blagoslovlenije. V eto slovo vhodit ocenj i ocenj monogo... A my tak casto ogranicivajemsia lis zaucennymi frazami, kotoryje nesogrevajut dusu...

    ОтветитьУдалить
  2. Но у каждого, кто пережил что-то негативное по отношению к себе, есть шанс разорвать этот порочный круг "если со мной поступили так, то почему я должен поступать по другому?"
    Olgerdas, у нас есть шанс все исправить!

    ОтветитьУдалить
  3. Aga :), nadezda jestj... Mne kakto ne chocetsia igratj v etot krug.
    Bog dajiot nam mnogo sansov bytj innymi liudmi. On prosto dajiot, bez kakich to uslovij- ja vot takogo Jego poznal. Eto on dal mnie zenu i potom docku:), chotia ja sam dumal sto prozivu zyznj volkom. Ja blagodaren Jemu za semju i za vsio. Tolko ponimaju, sto esli eta blagodarnostj lis slovesnaja, to vyhodit my tak nicego i neponiali pro Boga... Kakto interesno vyhodit- On blagoslavliajet ne slovami, a my- casto imenno slovami. I blagodarim toze casce slovami, a ne delami... Slova konecno toze nuzny, osobenno tem kotorym trudnoje vriemia. No jesli tolko slova- to kakaja to pustota ostajotsia v duse... Ja voobse dumaju, sto vera dolzna bytj praktiscnoj, pomiense slov stoby...

    ОтветитьУдалить
  4. Однажды меня попросили "поискать среди знакомых бизнесменов" спонсора, который бы пожертвовал на подарки к рождеству для детей-инвалидов. Бизнесменов в моем окружении не много. Но я послал 4 письма. Три из них верующим бизнесменам, и одно — неверующему. Как думаете кто отозвался? ...Последний. Все три "брата" сделали вид что не видели моего письма вообще.

    По моим жизненным наблюдениям, к героизму, пускай даже к мелкому, бытовому, более склонны люди, осознающие тяжесть своих проступков. Им подсознательно всегда хочется сделать что-то чтобы свои ошибки загладить, покрыть. И по этому в экстренных ситуациях они оказываются решительнее и смелее. Их душа СТРЕМИТСЯ к тому, чтобы делать доброе. А "левиты и первосвященники" чаще всего проходят мимо, бросая высокомерный взгляд. А что им переживать? Их грехи омыты, забыты, прощены, их одежды белы как снег, они настолько святы, что даже ходят в церковь и читают библию! Зачем им напрягаться? Иисус ведь "всё совершил"! Ведь Его жертва совершенна! Ведь оправдание по вере, а не по делам! Иисус страдал, чтобы не страдали мы, а раз кто-то страдает — сам, значит, виноват — Христа не принял, дуралей! Поэтому мы к нему конечно подойдем, споем песню, всучим буклетик, и из большой любви припугнём: "не покаешься — в ад пойдешь!" А теплый свитер, ботинки или пакет еды, к Богу его не приведут.

    Что-то не так с современным христианством. Вам не кажется?

    ОтветитьУдалить
  5. Nu, eto navernoje i jestj to, sto Biblija nazyvajet poslednin vremenem. Vedj apostol Pavel jasno pisal v pisme Timofieju v nacale 3 glavy, kakije budut liudi v eto vriemia. Odna otlicitelnaja certa- liudi budut liubitj sebia bolse vsego... Vot i otvet... Vot pocemu my i sujom bukletiki vmesto svitera ili miski goriacego supa...
    No lucse konecno ne meditirovatj v etom, no prositj Boga, ctoby On dal nam miagkoje serdce, stobt my videli ne tolko samich sebia i ne igrali v levitskije igry no byliby prosto liudmi. Smotria na osybki drugich i konecno na svoji, lucse ucitsia ostavitj sebialiubije.

    ОтветитьУдалить
  6. Многое не так...
    Но все же я не перестаю удивляться тому, как же много вокруг прекрасных, здравых и самое главное ЖИВЫХ людей.

    ОтветитьУдалить
  7. Если грешнику порою проще найти Бога,чем "верующему" познавшему "истину".Может и искать нужно не в "храме",а гораздо ближе....А потокание эгоистичным прихотям,разве,это любовь к себе?

    ОтветитьУдалить
  8. Посмотрела фильм, побродила по инету, почитала информацию о Шилдере, нашла это пост. Например нашла статьи депутата чешского парламента Итки Грунтовой, которая добилась, чтобы Шиндлер был вычеркнут из списка уроженцев Пардубицкого края. "Считаю позорным, что в Свитавах этому нацисту стоит памятник", - это, пожалуй, самое мягкое из того, что Итка Грунтова адресует бывшему выходцу из бывшего промышленного центра судетских немцев города Свитавы. Это её мнение. Мне кажется люди меняются, в каждом есть Бог, и очень важно что в какое то время человек начинает прислушиваться к чему-то большему, чем собственные выгоды. Для меня важно, что он спас людей, и не важно брал он деньги или нет. Он умер в нищете. Важно что он изменился, в отличии от многих других. Ситуации были сложные, страх за свою жизнь, за жизнь близких, страх смерти. И не понятно как-бы любой человек осуждающий его поступил в такой же ситуации, героически погиб под пулями, защищая свои принципы, или спасал людей таким способом, который мог найти. Еще интересно почему Итка так много времени уделяла нахождению "правды" о Шиндлере. В психологии есть такой термин - каузальная атрибуция- когда мы о действиях других людей судим по себе. И тут могут вступать как то что мы не знаем о себе, так и то, что мы в себе не принимаем. Человек не принимает в других то, что не принимает в себе. Что же её так зацепило в нем? Принимая себя, мы принимаем и других людей, ситуации. Есть люди которые проходят мимо, а есть те, кто останавливается и помогает. Есть те, мимо которых проходят, и те к кому подходят. Мне кажется что этот опыт каждого человека на принятие любой ситуации и благодарность

    ОтветитьУдалить