понедельник, 31 октября 2011 г.

МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ (глава из книги Исав и Иаков)


МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ
Вдоволь «погостив» у своего дяди, Иаков решает, что пора бы и честь знать. «Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в свое место, и в свою землю; отдай жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду, ибо ты знаешь службу мою, какую я служил тебе» (Быт. 30:25-26). Судя по всему Лаван был готов к такому повороту событий, а потому недолго думая, он все же с большим почтением ответил своему зятю: «о, если бы я нашел благоволение пред очами твоими! я примечаю, что за тебя Господь благословил меня. И сказал: назначь себе награду от меня, и я дам» (Быт.30:27,28). Зная Лавана, Иаков в этом месте должен был бы сказать, что-то вроде: «Спасибо за столь щедрое предложение, но для меня наградой было уже само пребывание в вашем доме дядя», и сразу, же после этих слов брать руки в ноги, и со всем своим семейством бежать куда подальше. Но соблазненный неожиданно пробудившейся совестью своего дяди и так ничему, и не научившись за эти четырнадцать лет, Иаков соглашается еще немного задержаться у Лавана – проходит еще шесть лет. Бог благословляет его, в итоге: «И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов» (Быт.30:43). Замечательная картина, но не полная: «И услышал [Иаков] слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие. И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня» (Быт.31:1,2). Да, Лаван определенно был не тот человек, который умел радоваться достижениям других. Этот момент истории также чем-то перекликается с историей Саула и его зятя Давида. Помните: «И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч! И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства. И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида» (1Цар.18:7-9)?
Оба отрывка помогают нам увидеть то, что и Лаван и Саул наверное хотели бы спрятать: «увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня» и «с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида». Всякий раз, читая подобные истории в Библии, я прихожу в трепет от мысли о том, что внутренний характер человека, его мысли, его желания и его страсти не являются такой уж и большой тайной, как бы нам возможно того хотелось. Люди и их характеры, подобны книгам, и, конечно же, только Богу дано читать эти «произведения» без ошибок, но как хорошо описывает нам библейская история, иногда даже человеку дано абсолютно точно узреть написанное на чьем-то лице послание.
Мы можем сказать, что нельзя судить о человеке по отдельным эпизодам, тогда по чем же, позвольте мы можем судить о нем? Вся жизнь человека складывается из подобных эпизодов, и когда наружу вдруг прорывается та часть нашей натуры, которую мы так тщательно скрывали, мы спешим убедить невольных свидетелей нашего досадного преображения в том, что на самом деле мы конечно же не такие. Но вот тут то мы и не правы, мы именно такие, именно эти моменты, когда наше я показывается из под всех благопристойных и общественно приемлемых масок, характеризуют нас. В Библии неслучайно изображаются подобные проявления характера. Заметьте, что нам ничего не говорят о том, каким было лицо Лавана в течении двадцати лет, которые Иаков провел у него. Но нам говорится о том, что внезапно на этом лице произошла перемена, и когда Иаков увидел эту перемену, он настолько впечатлился увиденным, что ушел от Лавана не попрощавшись. Когда Давид увидел подобную перемену на лице Саула, он в точности знал, что она не сулит ему ничего доброго. Видимо то же самое послание прочел и Иаков, теперь он увидел, что за человек был его тесть, и как мало он для него на самом деле значил. Кстати, об этом говорит и сам Лаван, когда настигает Иакова: «И отвечал Лаван и сказал Иакову: дочери - мои дочери; дети - мои дети; скот - мой скот, и все, что ты видишь, это мое: могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими?» (Быт.31:43). Другими словами все то, чем Иаков думал, что он обладает, на самом деле принадлежало Лавану. Лаван был бесстыдным обманщиком, еще более жестким и циничным, чем сам Иаков. Он дал ему дочерей, которых на самом деле ему не отдавал, он позволил Иакову родить детей, растить их и воспитывать, на самом же деле – они были собственностью Лавана, он пас, кормил, поил и заботился о скоте, думая, что это его скот, но это был скот Лавана.
Лаваны живут сегодня. Лаваны живут рядом с нами. И в худшие наши дни Лаван может стать не просто эпизодом в нашей жизни, но проявлением нашей реальной сущности. Лаван играется людьми, Лаван заманивает их в свои сети, Лаван обещает золотые горы, но не даст вам собрать даже золотую пыль. Лаван впечатляет вас своей заботой и бескорыстием, он предлагает вам быть партнером, он обещает обогатить вас. Но в тот день, когда Лаван почувствует, что вы собираетесь уйти от него и стать независимым, выражением его лица изменится, и если вы только сделаете шаг в сторону границ его владений, поверьте, вы может быть и уйдете, но уйдете от него голым, уйдете обворованным, уйдете оставив ему годы своей жизни и плоды своих трудов. Лаван заберет у вас все ваши достижения, все то, что было дорого и свято для вас, потому что все это время он просто использовал вас.
Друзья, Лаваны подстерегают вас и в церкви, они встречают вас, распростерев объятия. Но не обольщайтесь: в гостях у Лавана не бывает ничего безусловного, у его доброты есть объяснение – вы не знаете об этом, но у него на вас свои планы. Подобные Лавану люди не могут не радоваться вам, увидев ваш талант, и еще больше они будут радоваться, если сами вы о своем таланте, пока не знаете. Лаван узрел и понял талант Иакова в разведении скота, еще за долго до того, как Иаков решил открыть свой собственный «бизнес». Именно поэтому он не хотел отпускать от себя Иакова, будь Иаков для него человеком бесполезным, он бы давно указал ему на дверь. Но благодаря Иакову он обогатился. Точно также и в церкви, религиозные Лаваны обаяют вас, чтобы обогатиться за ваш счет, а когда придет время они оставят вас ни с чем, указав на дверь: «дочери - мои дочери; дети - мои дети; скот - мой скот, и все, что ты видишь, это мое». Лаван оставит себе все, что для вас дорого надеясь, что это заставит вас задержаться у него в гостях еще «ненадолго». Лаваны манипулируют на том, что вам дорого. Поэтому будьте внимательны к подобным эпизодическим изменениям в лице и не убеждайте себя в том, что это всего лишь единичное проявление и по нему нельзя судить о человеке, история Лавана как и многие другие истории убеждают нас, что это не так. То, что мы читаем на лице – это лишь отзвук того, что живет у человека в сердце.
Теперь Иакову предстоял не простой выбор – бежать от Лавана, чтобы угодить в руки Исава. И если бы не четкое указание от Бога покинуть дом Лавана, нерешительный и осторожный Иаков вряд ли бы на это отважился. Кстати, нужно сказать, что решение бежать он принимает только после того, как получил одобрение у своих жен.
И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к [стаду] мелкого скота своего, и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною; вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему, а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло. Когда сказал он, что [скот] с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: пестрые будут тебе в награду, то скот весь и родил пестрых. И отнял Бог скот у отца вашего и дал мне. Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы, поднявшиеся на скот, пестрые с крапинами и пятнами. Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я. Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы, поднявшиеся на скот, пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою; Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей. Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего? не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше; посему все богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе. (Быт.31:4-16)

Получив одобрение жен, Иаков немедля пускается в очередные бега. Далее все развивается стремительно. «На третий день сказали Лавану, что Иаков ушел. Тогда он взял с собою родственников своих, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад» (Быт.31:22,23).
Но между бегством и погоней, происходит одно немаловажное событие: «И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее» (Быт.31:19). «Иаков же похитил сердце у Лавана Арамеянина, потому что не известил его, что удаляется» (Быт.31:20). Этот стих очень важный в нашей истории. Он говорит о противоречивости человеческой натуры. Очевидно, что Лаван, пользующийся Иаковом, обманывающий Иакова, завидующий и подозревающий Иакова, все же любил его. Это парадокс свойственен большинству людей. Как бы не были испорчены и повреждены своей греховностью, все же абсолютно все люди способны на определенные человеческие эмоции и человеческие чувства. Так и Лаван, несмотря на то, что он пользовался Иаковом в своих интересах, все же, как мы видим из библейского текста, он любил его. Что же эта за любовь?
Библия говорит нам о контрасте между любовью Божьей, любовью духовной способной любить человека на расстоянии и любовью человеческой, любовью душевной, стремящейся подчинить, привязать и поглотить объект своей любви. Любовь Лавана и была такой душевной, всепоглощающей любовью.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий