Не так давно разговаривал со знакомым епископом, который встречался с одним нашим общим знакомым, который пережил в жизни потерю ребенка, а сейчас и сам тяжело болеет. Из всего услышанного меня больше всего зацепила одна фраза: «Мне с ним сложно говорить, он умный, он задает правильные, вековые вопросы – вопросы, на которые у меня нет ответа». Мы привыкли, что человек придавленный болью и горем чаще всего не задает много вопросов, он принимает нашу точку безапелляционно, однако этот человек задавал неожиданно резкие и непривычно умные вопросы. В своих высказываниях он что называется, был на гране фола. Интересно, что спустя несколько дней я слышал проповедь другого епископа, в которой также упоминался этот же брат, как человек, который говорит о Боге так, как другие боятся даже подумать. Что же он говорит? Его сын умер, хотя он просил Бога сохранить ему жизнь, что это для Него стоило? Почему Он отказался? Ведь, если бы Он не мог, можно было бы еще что-то понять, но Он мог, но не сделал этого, неужели страдания маленького мальчика, умирающего от рака не заслуживали маленького чуда?!! Мы говорим другим о том, что нас приучили видеть и читать в Писании: Он вчера, сегодня и вовеки тот же! Почему же сегодня Он отказывается, не желает делать то, о чем мы его просим? – звучит следующий вопрос. Я считал Его своим Другом, а что мне думать о Нем теперь? – еще один вопрос, уже который день раздирающий его душу.
Итак, мы привыкаем к тому, что наше «дешевое» богословие прокатывает, когда мы обращаемся к людям с высоких церковных «трибун», мы вещаем им «истину», не оставляя им шанса усомниться в ней. Когда общаешься с этим человеком, он часто повторяет мысль о том, что «его» Бог отличается от Того, Неизвестного Бога, о Котором рассказывают телевизионные проповедники, всемирно известные евангелисты. Их Бог отвечает, а его Бог молчит. Их Бог воскрешает из мертвых, а его Бог позволяет ему похоронить сына. Их Бог исцеляет, а его Бог нет. Телевизионные проповедники вряд ли захотят встретиться с человеком, который молился, постился и просил Бога исцелить его ребенка, но Бог почему-то не ответил. Почему Он не ответил? Это не дешевый вопрос, на него нет простого ответа, и люди честные это знают, поэтому все, что они смогут сделать – замолчать. Да и смогут ли люди дать отчет за Бога? Хотя часто мы пытаемся делать именно это – мы пытаемся говорить за него, делаем это подобно друзьям Иова. Спешим сказать, что если Бог молчит, значит, у тебя нет веры. Христос сказал, что мы будем услышаны, и наша ситуация сможет измениться, если мы будем иметь веру размером хотя бы с горчичное зерно. Что это значит? К чему это сравнение? Неужели оно дано нам для того, чтобы обвинять нас в том, что не получая ответа, мы узнавали еще и то, что виноваты в этом мы сами – не доверовали, не домолились, не доплакали и не допостились?!! Я думаю, что нет. Думаю, что смысл здесь несколько иной. Сравнение это как раз таки должны было бы ободрить нас, что несмотря ни на что, Бог нас слышит, и даже, если мы не ощущаем этого – это все равно так.
Дешевые либеральные богословы и телепроповедники приучают людей к человекоцентричному христианству. "Пожертвуй доллар, завтра пожнешь во сто крат". "Отдай Богу время, послезавтра Он благословит".
ОтветитьУдалитьКакое же глубокое разочарование ожидает человека, который приходит к Всевышнему, как к Деду Морозу за очередным подарком за хорошее поведение! Какая глупость! Как несчастен этот человек!
Как же больно человеку (всем нам) осознавать, что Бог никому ничего никогда не должен.
... И все-таки, вопрос о том, как отвечать человеку, задающему "вековые вопросы" остался не отвеченным. :-(
ОтветитьУдалитьЯ не знаю, что отвечать такому человеку. По глупости конечно можно сказать что-то типа: "Да, не переживай! Все образумится."
ОтветитьУдалитьДумаю, что часто и не нужно отвечать на "вековые вопросы". Нужно просто являть, показывать, возвещать Вечного Бога, Его славу, красоту, совершенства.
Прошу прощения за не совсем конструктивную реплику. Есть три библейских примера, в которых люди задают «неудобные вопросы» и получают на них ответы. Наверное, этих примеров можно найти и более трех, но эти три, собственно посвящены «неудобным вопросам». Это истории Иова, Аввакума и Асафа (Пс. 72). Все три истории, будучи об одном, различны по многим параметрам. Иов, фактически, добился, вытребовал ответ у Бога. Аввакум дождался ответа. Асаф сам нашел ответ, войдя в присутствие Божье. Мне кажется, вот эти три направления и задают «поле», в котором следует искать каждому, кого действительно волнуют «неудобные вопросы»: дерзновение (Иов), терпение (Аввакум) и внимательность (Асаф). Все усложняется тем, что мало «тупо» придерживаться этих трех направлений, необходимо также внутренне соостветствовать каждому из них. Дерзновение без праведности становится дерзостью, терпение без веры становится просиживанием штанов, внимание без слышания становится самосозерцанием. Вот, наверное, в этом и должна заключаться наша работа, если мы хотим помочь человеку, ищущему ответ на свои вопросы: не пугать его (и не пугаться самим) «еретичностью» вопросов, но помочь ему быть дерзновенным. Не спешить со своими ответами (зачастую «тупо заученными») на его вопросы, но, укрепляя в нем веру, помочь терпеливо дожидаться ответа от Бога. Не погружаться в «общее богословие», отвлекая внимание человека, но помочь ему полнее и точнее сформулировать _свои_ вопросы. Ведь в правильно поставленном вопросе содержится 80% ответа...
ОтветитьУдалитьА главное, наверное, помочь человеку перейти от жалоб на Бога, к поиску собственно ответа от Бога на _свою_, конкретную жалобу.
Я осознаю, что все это, скорее, «абстрактные рассуждения» на заданную тему, чем какая-никакая практическая методика... Нет, наверное, панацеи, а есть лишь искреннее соучастие человеку, оказавшемуся один на один со своей болью...
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьИ какого же ответа дождался Иов? Разве Бог ответил ему на его главный вопрос "Почему"?
ОтветитьУдалитьИову - ответил. И это - главное: помочь человеку получить ответ от Бога по _своей_ жалобе. И совсем не важно, поймем ли мы с вами этот ответ. Важно, чтобы этот ответ прозвучал для _того_ человека. _Он_ - поймет!
ОтветитьУдалитьИ какой ответ дал Бог Иову на его "Почему и за что"?
ОтветитьУдалитьИзвините, но это оффтопик.
ОтветитьУдалитьВ случае с братом, к примеру которого я обращался, мне показалось, что для него сам ответ уже несколько "просрочен" с момента смерти его сына. И теперь ему нужен не ответ, а востановленная справедливость - Бог должен объясниться, оправдаться, если хотите. Ведь все то, во что он верил о Боге до сих, теперь противоречит им пережитому.
ОтветитьУдалитьВсе верно... Знаете, в фильме Форест Гамп есть одна пронзительная сцена, когда безногий лейтенант с мачты корабля, терзаемого бурей, дерзит Богу (в отчаянии, на самом деле, дерзит). А на утро, внезапно, оказывается в совершенном мире с Богом, с собой и с миром. Вот моя мысль как раз в том, чтобы подтолкнуть человека к подобному общению с Богом. Пусть даже со стороны это будет казаться богохульством (наверное, друзьям Иова так и казалось), но от сердца, из глубины души...
ОтветитьУдалитьТо, что вы пишите, мне очень близко и понятно, кстати, спасибо, что напомнили сцену из Фореста Гампа, она и в самом деле здорово перекликается с этой историей - мы знаем, где и как она началась, но не имеем ни малейшего представления о том, каким будет ее окончание. Думаю, что и брат этот не утешится, пока не наступит его "утро" и его "штиль".
ОтветитьУдалитьВ целом статья была направлена на другой вопрос: лидерам церкви страшно неприятно и неудобно, когда появляется кто-то столь дерзкий и что еще хуже умный, чтобы задать вопросы, на которые ответить может только Бог. Возникает вопрос, а зачем они тогда нужны, если у них нет ответов на такие вопросы.
Друзья, Бог никогда не будет оправдываться и обелять свою репутация. Он никогда этого не сделал в Своем Слове - Библии. И никогда этого не сделает ни сейчас, ни в будущем.
ОтветитьУдалитьОн просто явит Свою славу, и у человека автоматически отпадут _все_ вопросы и претензии.
Один мой знакомый художник попросил помочь организовать его персональную выставку картин. Картины весьма необычные... Предполагаемая аудитория посетителей: молодежь - готы, эмо, частично панки, короче, символисты... Место для выставки пришлось взять, наверное, в самом небезопасном районе города. По сути, даже помещение приходится охранять своими силами...
ОтветитьУдалитьТак вот, один наш брат (крепкий высокий хлопец, бывший десантник), печально глядя на слабенькую дверь "выставочного зала", сказал художнику: "Я в этих художествах понимаю мало, но если что - буду рядом"...
Блин, вот что порой так нужно людям!!!