четверг, 14 июля 2011 г.

Вторая глава из "Бог под арестом" (still draft)


ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА РЕЛИГИОЗНОЙ РИТОРИКОЙ?
Итак, первый из названных нами элементов религиозного порабощения одного человека другим– это религиозный язык или религиозная риторика. Религиозная риторика родилась практически в один день с религией, потому что вместе с осознанием необходимости служения Богу, у человека появилось и стремление увильнуть от него[1]. Но что скажите на милость станется с религией, если филонить начнут все кому не лень?! Те из нас, кто более других «заинтересован» в служении Богу, являясь прямым получателем (и будучи целиком и полностью зависимым от) всех благ, бонусов, пожертвований, десятин и т.д. связанных с этим служением, прекрасно понимают, что допустить этого нельзя. Таким образом, даже, если в нашей собственной жизни слова расходятся с делами[2], то этого, конечно же, нельзя допускать в жизни других. Вот здесь-то нам и приходит на помощь религиозная риторика – замечательное изобретение, позволяющее нам спрятать свои настоящие мысли, пустить пыль в глаза, уйти от прямого ответа, сказать с умным видом откровенную глупость, дать совет, от которого не будет никакого толку, и даже Божье Слово такое прямое и ясное сделать запутанным и невнятным. У религиозной риторики множество назначений, но всех их объединяет одно – ложь, тщательно маскирующаяся под правду.
Мы можем встретить ее и в намеренном искажении библейского послания, в подгонке Писания под свои взгляды и интересы. Это о ней говорит Христос, обращаясь к книжникам и фарисеям: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Матф.23:23-24). Многие дети религии научились виртуозно владеть ее языком, оправдывая себя, и осуждая других. Именно к ним возмущенно обращается Павел в своем послании к Римлянам:
Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю [Его], и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников. (Рим.2:17-24)

К примеру, сегодня в некоторых евангельских церквях считается, что изображение креста Христова – идолопоклонство, а вот изображение голубя, символ Святого Духа, конечно же, - идолопоклонством не является. А почему? Да так, без особых причин, на самом деле, логических и последовательных причин нет. А что спросите, тогда есть? Есть религиозная риторика, пытающаяся свое мнение выдать за Божью Заповедь. В результате, издается директива, призывающая убрать кресты с фасадов церквей, но при этом оставляется без внимания изображение голубя на церковных вывесках. И вот мне интересно, даже чисто с точки зрения рассмотрения «буквы» библейского текста, где будет большее нарушение: в изображении инструмента казни Христа или в изображении Святого Духа (пусть даже и символическое)? Не о сегодняшних ли христианах писал Павел «гнушаясь идолов, святотатствуешь. Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников»?
Религиозная риторика характерна еще и тем, что она предоставляет ответ, не выслушав вопрос, а зачем? Ведь суть не в том, чтобы ответить, а в том, чтобы отвечать. Комментируя слова ведущих религиозных мудрецов времени эпохи Иова, Филип Янси отмечает: «Это шедевр драматической иронии: основная часть высокопарного и совершенно ложного богословия, которым наполнена книга, исходит из уст мудрых и набожных стариков, которых, в конце концов, грозный оклик Бога заставляет замолчать».[3] А вот как сам Иов относится к словам своих друзей, и нужно сказать, что в этом нам нужно у него многому поучиться: «Как сильны слова правды! Но что доказывают обличения ваши? Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши» (Иов.6:25-26). Иов оказался в той ситуации, где ему было абсолютно не до того, чтобы считаться с чувствами своих друзей, поэтому он говорит с ними прямо и без всяких заискиваний. Отвечая на пафосное словесное излияния своего следующего друга, Иов с неприкрытым сарказмом говорит ему: «подлинно, [только] вы люди, и с вами умрет мудрость! И у меня [есть] сердце, как у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же? (Иов.12:2-3) Другими словами он отвечает Софару Наамитянину: И к чему ты все это говорил? К чему была эта красивая, длинная и возвышенная речь? Ты сказал что-то исключительное? Нет! Ты смог дать ответ на мои вопросы? Тогда почему я его не услышал, почему мои мучения все также сильны и сердце все также раздирают вопросы? На мой взгляд, выступление Софара Наамитянина представляет собой точный образец проповеди направленной мимо сердец ее слушателей, а сам он – собирательный образ множества пустозвонов, не оставивших Церкви после себя никакого плода, потому что всю свою жизнь они только и делали, что крали. Они крали время своих слушателей, они крали их возможность и желание изучать Божье Слово, они крали их попытки познавать Бога лично, они отвернули от Бога тысячи и тысячи людей, назвавшись Его представителями и посланниками. Они сделали это, захватив церковные кафедры, они добились внимания своих слушателей, апеллируя к своему духовному «стажу». Этих людей всегда отличала особенная манера изложения своих мыслей, они развили в себе способность говорить возвышенно, эмоционально, связано, певуче, красиво, но если вы прислушаетесь, вы заметите, что их речь ни о чем. Они поразят вас своими знаниями Библии от сотворения до вознесения, причем сделают это за отведенные им сорок (плюс-минус) минут проповеди, но когда проповедь закончится, поверьте, сколько бы вы не силились, вы не сможете сказать, в чем же была ее цель, потому что цели как таковой там и не было.
Религиозная риторика стремится навязать нам мнение, которое нас не удовлетворяет, но которое мы должны принять из-за оказанного на нас давления. Нас давят пафосным религиозным языком при этом, не давая возможности опомниться и что-то возразить. Нас давят авторитетом говорящего, его многолетним опытом в Боге и заслугами перед Церковью, не давая ни малейшего шанса обратиться к собственному опыту и личным переживаниям. Нам важно увидеть, что в своей сути религиозная риторика предлагает нам ответ, который ответом не является, таким образом, она будет запутывать нас, сбивать с пути, заставлять отказаться от своих собственных поисков. Язык религиозной риторики – это язык формул и догм, а не язык живых отношений и личных переживаний. Именно по этой причине язык этот неспособен стать ответом ни на один серьезный и искренний вопрос. Друзья Иова – весьма характерный пример всего вышесказанного, каждый из них действовал шаблонно, пользуясь хорошо изученными и «синодально» утвержденными богословскими формулами того времени. Личная ситуация Иова и его трагедия уходит на задний план, все это меркнет перед более первостепенной и насущной задачей – действовать в соответствие с инструкцией.
Мы часто можем наблюдать, как люди маскируют СВОИ мысли, желания и понимание под религиозно-мистическим штампом «откровение». Они говорят, что получили откровение, хотя в действительности у них родилась мысль. В этом случае, хотя я и являюсь по своему духовному рождению пятидесятником, а по текущей церковной принадлежности харизматом, мне все же ближе позиция братьев баптистов, которые относятся к слову «откровение» более трепетно, что во многом позволяет им сохранить свою позицию более трезвой, взвешенной и главное библейской. Мне кажется, что нам стоит прислушаться к Павлу, который не чурался свои мысли называть своими мыслями, а не выдавать их за откровения Свыше[4].
Говоря о религиозной риторике своего времени, пророк Иеремия сказал следующее: «Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их» (Иер.12:2). Религиозная риторика – словесная близость с Богом и сердечная удаленность от Него – это раздвоенная жизнь, в которой нет места для живых отношений с Богом. Сегодня, как и во времена Христа, множество людей прячется от живых отношений с Иисусом и исполнения воли Его Отца именно за религиозной риторикой, т.е. за пустой болтовней.
И последнее, в современном христианстве изъяны характеры зачастую компенсируются религиозной риторикой, - этим выражением я обязан пастору церкви «Живое Слово» Дмитрию Малюкевичу. Люди, у которых не хватило желания, посвящения, способностей сделать в жизни что-то, чаще всего становятся на путь критики достижений в жизни других людей. Таким образом, от людей невежественных, далеких от знаний и науки мне часто приходилось слышать критику в адрес интеллигенции и образования в целом: учиться – не духовно, наука ведет человека к гордости и уводит от Бога. На самом деле такая позиция более чем курьезная: исполненные особого благочестия и распираемые переполняющей нас духовности, мы обрушиваем весь свой праведный гнев против всего того, чего у нас нет или чего мы сами в жизни не смогли достичь. Красивая женщина – обязательно нескромная, хороший доход – обязательно сребролюбец и мот, решил получать образование – растратчик времени в пустоту.
Итак, от религиозной риторики мы же перейдем к следующему оплоту религиозного рабства – мы двинемся к вопросу истолкования откровения.


[1]См. Послание к Римлянам гл.7.
[2]«и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах» (Матф.23:2-6).
[3]Филип Янси, Библия, которую читал Иисус; пер. с англ. Л. Сумм. – М.: Триада, 2010. – С. 59.
[4]«Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1Кор.7:40). «Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть [Ему] верным» (1Кор.7:25). «Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1Кор.7:12-14). В этих стихах Павел очень четко обозначает свои слова, как именно его, т.е. Павла слова.

8 комментариев:

  1. Сразу же хочу извиниться перед Sosed_ом за еще одну далекую от позитива главу, но их осталось уже не так много, по плану их будет еще две, затем будем выбираться к позитиву. :)

    ОтветитьУдалить
  2. Ну, извинения тут излишни, при условии, конечно, что позитив таки будет ;-)
    Пока же и я себе позволю покритиковать :-)
    По-моему, мы уже об этом говорили, но я еще раз скажу, что у меня вызывают неизменную грусть «нападки» на религию. В каком-то смысле, возвращаю вам ваше же: то, что вы пишете о религии – это та же самая религиозная риторика. А именно сокрытие (умолчание) истины с целью добиться желаемого результата у слушающего. Религия – это хорошо и необходимо. Т.к. религия – это форма, в которой проявляется жизнь верующего человека и Церкви. И религиозность – это хорошо и необходимо, т.к. моя христианская жизнь должна проявляться в определенной форме. Чистая диалектика: вера – содержание, религия – форма. Вера без религии - бесформенна, религия без веры – бессодержательна. И то и другое – отвратительные крайности. Но почему-то лишь религия стала «матерным» словом. Причем не просто пустая религиозность, а религиозность вообще (в том числе и содержательная). За этим следует (из этого проистекает) целый ворох проблем, но это уже вопрос десятый. Если можно, не нападайте на религию «вообще». Если говорите о лицемерии – говорите об этом как о лицемерии. Если говорите о манипуляции – говорите об этом как о манипуляции. Если нужно обобщать – говорите о фарисействе, о недобросовенности лидеров, но не углубляйте и не пропагандируйте стереотип о «вредности» религии. Пожалуйста :-)
    Касательно Иова и друзей... Можно вопрос? Вернее вопросы? Что было «не так» в словах трех друзей, что в их словах было неправдой? Чем отличается речь Елиуя от речей остальных трех друзей? А ведь Елиуй оказался вне Божьего гнева. Почему? Я так понял, что ваша основная «претензия» к друзьм Иова в том, что они заменили риторикой ответ на вопросы Иова? Но ведь Иов не получил ответа и от Елиуя! Более того, он не получил ответа и от Бога!

    ОтветитьУдалить
  3. Сорри. Я, пожалуй, погорячился с вопросами :-) Выглядит несколько провокационно, так что исправляюсь ответами. Сколько я ни всматривался в слова друзей Иова, я так и не смог найти хоть каких-то моментов, в которых они грешили против истины. Все, что они говорили – все истинно так. Почему же Бог готов был лишить их жизни? В чем же вопиющая неправота друзей Иова? На мой взгляд, это как раз и раскрывается в сравнении их речей с речью Елиуя. И главное отличие заключается в том, что если друзья аппелировали к греховности Иова, к его падшести, то Елиуй аппелировал к величию Бога. Есть два основных способа привести человека к смирению. Оба способа основаны на том, чтобы человек прочувствовал разницу между собой и Богом. Первый способ – самый простой: унизить человека до состояния праха, указывая на его грехи и несовершенство. Второй способ сложнее – возвеличить Бога так, чтобы человек сам прочувствовал ту пропасть, которая отделяет его (каким бы хорошим и праведным от ни был) от Бога. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев, проповедники идут по первому пути и это отвратительно, так как этот путь вновь и вновь ввергает человека в рабство греха и смерти, опутывая его узами вины. На мой взгляд, именно поэтому Бог и предусмотрел такое жестокое наказание для них, а не потому что они говорили ложь, или скрывали правду, или преподавали какое-то «совершенно ложное богословие». Все, что они говорили – да и аминь. Их проблема была в том, что они построили свои речи вокруг падшести Иова, а не величия Бога.

    ОтветитьУдалить
  4. Sosed, а я не против религии!!!
    В данной главе я критикую безжизненный и бессмысленный язык религиозных шаблонов и формул оторванный от реальности жизни. «У меня болит!», - говорите вы, а в ответ слышите: «Господь велик!» Да, согласен, Господь велик, но что дальше? Боль то ведь не уходит! Я нападаю на язык религиозного тумана, я ненавижу риторику, служащую бесконечным спорам и бесчисленным выяснениям, кто же из нас больше прав! Язык Христа также был языком религии, но посмотрите, чему этот язык служил!
    Вы спрашиваете о друзьях Иова? Это хороший вопрос, но можно я задам Вам встречный вопрос, что стало ответом для Иова, если ответа (такого, как он сам, да и мы слушатели этой истории ожидали услышать) не прозвучало? Кстати, ответ Елиуйя, по моему субъективному мнению, также ответом для Иова не был, во всяком случае, мы не слышим ни одного слова Иова свидетельствующего об этом.

    ОтветитьУдалить
  5. Что стало ответом для Иова? Пожалуй, единственный возможный (честный) ответ на этот вопрос: «я не знаю». Однако, судя по всему, Иов получил свой ответ, просто Писание не формулирует его в явной форме, оставляя нам теряться в догадках. У меня таких догадок было несколько. Предпоследняя из них заключалась в том, что (я думаю) история, приключившаяся с Иовом, имеет лишь опосредованное отношение к Иову. Единственная цель этой истории – мы. Она была «срежесирована» для того, чтобы быть включенной в Писание в назидание нам. Поэтому и ответа для Иова в ней нет: не для него эта история и не ему она посвящена. То есть, главное в истории Иова – это не герои этой истории, а ее «аудитория».
    Моя последняя догадка – ответ Иову заключается именно в речи Елиуя: Бог – велик. И этот ответ (снова таки, на мой взгляд) подтверждается речью Бога, которая целиком посвящена Его величию. В Божьей речи нет ни слова об Иове, о его страданиях. В ней нет ни слова утешения и сострадания. Вся речь Бога посвящена одному: «посмотри, как Я велик!». Получается, что дело не в самом ответе, но в том, какое именно действие производит этот ответ в нашей душе, когда мы получаем его во время наших страданий. Я понимаю, что этот ответ на «жалобу» вызывает недоумение, или даже гнев, т.к. это не тот ответ, который мы ожидаем услышать. Но, возможно, это и есть тот ответ, который нам необходим? Просто нужно понять его? На мой взгляд, Иов этот ответ принял и понял. Отсюда и «полагаю руку на уста мои», т.е. не буду больше говорить, а стану слушать Тебя.
    Ну и вывод о том, что истинное смирение основывается не на осознании своей падшести, а на осознании величия Божьего – это тоже непосредственный результат (и посыл) Книги Иова для меня.
    ***
    Что же касается использования слова «религия», то я просто предложил вам следить, чтобы в ваших текстах само это слово не употреблялось в негативном контексте, т.к. это будет углублять ложный стереотип у читателей. Говорите о «религиозной риторике», о «пустой религиозности», разоблачайте эти негативные вещи, но не нужно утверждать людей в мысли, что религия – это плохо :-)

    ОтветитьУдалить
  6. "Язык Христа также был языком религии......"
    разве Он учил как "служить"
    помоему,Он учил,как жить-"язык жизни":)

    ОтветитьУдалить
  7. Мне кажется, что ответ нужно искать в этих стихах: "Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле"(Иов.42:5-6).
    Если верить самому Иову, его прежний религиозный опыт был "я слышал о Тебе слухом уха", т.е. он знал Бога со слов других, но не знал Его лично, теперь же "теперь же мои глаза видят Тебя", т.е. теперь Иов знает Бога из личных переживаний.
    Эти рассуждения помогают нам понять и критику Бога в адрес друзей Иова: можно говорить правильные вещи, при этом не имея на это права.

    ОтветитьУдалить
  8. Возможно :-) Я ж говорю, что единственно возможный откровенный ответ на вопрос об уроке Иова: "Я не знаю" :-) Просто мне ближе иная версия.
    А пинание друзей Иова (чего не делал только ленивый) меня сильно напрягает. Вернее, напрягало :-) До тех пор, пока я не понял, что пинающие просто не усвоили урок, преподаный им (друзьям Иова).

    ОтветитьУдалить