В свое время, обращаясь к приведенному на его суд Христу, Пилат задает наиболее важный в истории человечества вопрос: «что есть истина?» (Иоан.18:38). Наверное сегодня любой ученик воскресной школы смог бы помочь Пилату с ответом на этот вопрос, сказав: Пилат, Истина стоит перед тобой. Однако с того времени, как у последователей Христа больше не осталось сомнений в том, что же такое Истина, у нас появились сомнения другого плана: а кто сегодня имеет право истолковывать/интерпретировать Истину?
Ответ: Церковь, ибо она есть "столп и утверждение истины", что подтверждается и другим местом: "что свяжете... что развяжете..." и практикой: "Угодно было Духу Святому _И_НАМ_".
ОтветитьУдалитьОк, тогда у меня есть "привет" от Лютера:
ОтветитьУдалить«В наши времена всякий раз, когда папа римский не может опереться на Святые Писания, он использует против нас тот же самый простой аргумент: «Церковь, Церковь! Неужто вы полагаете, что Бог столь скверен, что ради каких-то нескольких еретиков-лютеран Он отвергнет всю Церковь? Неужели вы думаете, что Он мог оставить Свою Церковь пребывать в заблуждении на протяжении столь многих столетий?» Изо всех сил он настаивает на том, что Церковь никогда не может быть уничтожена или повергнута. Этот аргумент убеждает многих людей» . Лютер прав и этот аргумент действительно продолжает убеждать многих людей. Меняются эпохи, меняются действующие лица, меняются декорации и обстоятельства, но суть аргументации не меняется – мы большинство, мы хранители веры, Бог доверил нам Церковь и мы не можем ошибаться. Но со времен Христа и до наших дней люди, которые с пеной у рта доказывали свою правоту и, борясь с чистотой учения, уничтожали вокруг себя инакомыслие, все эти люди нередко ошибались, причем ошибались достаточно серьезно. Они ошиблись распиная Христа, они ошиблись побивая камнями Стефана, они ошиблись, объявляя Крестовые походы, они ошиблись, сжигая Джордано Бруно , Иеронима Пражского, Яна Гуса и запрещая думать Галилео Галилею. И нам важно понять, что даже наделенные церковным авторитетом люди, остаются людьми, а потому они могут ошибаться.
Вы тогда Лютеру тоже привет передайте, и напомните ему его же тезис "Sola Scriptura" :-)
ОтветитьУдалитьКак бы то ни было, но приведенные мною места Писания нуждаются в истолковании. Причем не в пользу идей Лютера, или Папы Римского, или Патриарха Московского, а в пользу Истины. Вот когда вы их истолкуете в этом ключе, тогда и можно будет говорить об узурпации откровения ;-)
*
Мы уже "скрещивали шпаги" в вопросе о том, что же такое Церковь, и, помнится, так и не приши к единому знаменателю. Поэтому, боюсь, и вопрос о "столпе и утверждении истины" так и останется открытым. Несмотря на то, что это достаточно четкий ответ на ваш вопрос.
Я бы хотел "притащить" Лютера в современную герменевтическую дискуссию, уж очень она стала запутанной. Но мне кажется, что проблема не в том, что-то кто сегодня имеет право на истолкование/интерпретацию Истины, а кто-то нет, а в том, что в какой-то момент "Истина" стала нуждаться в истолковании, а не в Ее принятии.
ОтветитьУдалитьТогда я не очень понимаю, что мешает вам просто принять ту Истину, которую я сказал? ;-)
ОтветитьУдалить*
В истолковании нуждается не Истина, а мы. Евнух нуждался в том, чтобы ему истолковали Исайю. Ученики нуждались в том, чтобы Иисус истолковал им притчу. Фараон нуждался в том, чтобы ему истолковали сон. Мы нуждаемся в том, чтобы нам истолковали Иоаново Откровение. Мы не толкуем Истину. Мы толкуем образы, через которые Истина открывается. А Церковь "столбит" истину в меняющемся мире. Но это очень долгий разговор. Вы никогда не задумывались над тем, что словосочетание "живая Церковь" может пониматься буквально? А ведь может, т.к. Церковь - единственное "сообщество" людей, обладающее экзестенциальным центром. И даже двумя: Иисус и Дух Святой.
Возлюби Бога....
ОтветитьУдалитьВозлюби ближнего....
Истина без любви-ложь....
Sosed, а Вы сказали Истину? :)
ОтветитьУдалитьЯ понимаю Ваш аргумент, но не понимаю почему Вы сбрасываете со счета мои вопросы об ошибках Церкви? Ведь до сегодняшнего дня мы наблюдаем целые деноминации или отдельные церкви истолковывающие Писание так, что, наверное, авторы библейских текстов..., хотя, лучше авторам библейских текстов было бы не знать, как мы обходимся с их произведениями сегодня. Я привожу Вам конкретный пример: старший епископ ХВЕ в РБ объявляет крест на фасаде церкви идолопоклонством, крест на могиле верующего человека – идолопоклонство; и я хочу спросить Вас, думающего, интеллигентного и верующего человека, что это?!! Очередное «угодно Духу Святому и _НАМ_»? Или может быть все-таки только последняя часть процитированного Вами выражения?
Вот Вы говорите: «Конечно же, Церковь и только Церковь имеет право на истолкование истины». И разве Апостол Павел не ясно выразился на этот счет в 1-ом Послании к Тимофею: «Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим.3:14-15)? Да это и в самом деле так, но разве сам Павел не допускает возможность того, что будь-то он сам, будь-то кто-то другой и даже ангел с Неба будет пытаться увести святых от Истины: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8)? И разве в этом же послании Павел не подвергает публичной критике самого Петра, наиболее знаменитого и почитаемого Новозаветной церковью апостола: «Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» (Гал.2:14)? Итак, Петр, обращаясь к которому Христос сказал: «и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Матф.16:19). Постойте, но Петр по словам Павла чуть было не связал язычников иудейским законом, и только противостояние Павла, понимание Павлом того, что Петр совершает ошибку, помогло сохранить «евангельскую истину».
ОтветитьУдалитьЧудесные вопросы! :-) И лучшее, что я могу сделать (наверное) оставить вам самому мскать ответ на эти вопросы. Тем более, что вы и сами понимаете, что многое из того, что выдается за "угодно Духу Святому и нам" на самом деле не угодно Духу Святому. Я вам приведу аналогию. Вы из пятидесятников, я из баптистов. Вы, наерное, знаете, что "каноническое" баптистское учение отрицает дары чудотворения в наше время, оставляя их лишь апостольской эпохе. Делается это по одной-единственной причине: предупреждение о прельщении ложными знамениями и чудесами. То есть, из-за боязни быть прельщенными ложными чудесами, люди отвергают и Божьи чудеса. Так вот, в вопросе об Истине и Церкви мы с вами поменялись местами: за ошибками отдельных людей (даже и апостолов) вы никак не можете разглядеть Божий промысел в отношении Его Церкви вцелом.
ОтветитьУдалитьНет, как раз таки в этих "зафиксированных" для нас в Писании ошибках "авторитетов" я очень даже вижу Божий промысел. Нам важно принять как данность, как неоспоримый факт - мы люди и независимо от занимаемого нами положения будь-то в Церкви, будь-то в обществе, нам свойственно ошибаться. Если мы не признаем это, - рано или поздно мы закончим созданием чего-то подобного институту папства в католической церкви с утверждением непогрешимости главы этого института.
ОтветитьУдалитьНа ваш последнии комментарии Алекс Аминь и Аминь ! Но я до сих пор, ни в какой книге не нашел вразумительного ответа и это настраивает меня к смирению перед Богом... Я представляю, что у кого то была монополия на истолкование Слова Божьего. Это был бы кошмар. А без этого вроде бы хаос. Но мне кажется что в этом хаосе Бог делает Свою работу, находит пути для Своего откровения. Чаще не через всякие институции, а минуя их.
ОтветитьУдалитьSosed и prohayy, друзья, спасибо за плодотворную дискуссию :) благодаря Вам еще одна глава почти закончена. Если так будет продолжаться придется брать вас в соавторы :)
ОтветитьУдалитьЛюди и даже авторитеты ошибаются. Церковь - нет. Да, Петр ошибся, но пришел Павел и поправил его. Папа Римский ошибся. Пришел Лютер и поправил его. Кальвин ошибся. Пришел Арминий и поправил его. Вцелом, между этими крайностями и лежит истина. Был такой философ, отец Павел Флоренский. Так вот он дал такое определение истины: "Истина есть антиномия и не может быть ничем иным" (см. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%8F об антиномии). Говоря челоеческим языком, истина - это то, что снимает противоречие. Т.е. истина не в том, или ином высказывании (хотя она и в том и в другом), но в том, что объединяет эти высказывания. Классический пример: "Бог есть любовь" и "Бог есть огонь поедающий". И то и другое высказывание - истинно, но истина не содержится ни в том, ни в другом высказывании. Точно так же и с Папой и Лютером. Да, Папа погорячился с непогрешимостью его кафедры, но и Лютер погорячился со своей концепцией "Sola Scriptura". Да, Православие погорячилось с концепцией спасения лишь в рамках Православной Церкви. Но и протестанты погорячились с концепцией индивидуального спасения. Все вышеприведенные высказывания истинны, но истина не содержится ни в одном из них.
ОтветитьУдалитьТолько Иисус Христос Есть Истина. Всё, что Он скажет и сказал, есть Истина и Правда.
ОтветитьУдалить