четверг, 24 ноября 2011 г.

Предисловие Михаила Черенкова к "Бог, возращающий радость. История Исава и Иакова"

Новая книга Александра Жибрика "Бог, возвращающий радость. История Исава и Иакова"

Об Исаве и Иакове – обо мне и тебе

Какое нам дело до столь древних историй? Как связаны судьбы Исава и Иакова с моими и твоими? Может ли быть Библия чем-то большим, чем сборником чужих рассказов? Можно ли в зеркале ее историй увидеть и понять себя?
Я по первому образованию историк, историю знаю и люблю, но жизнь так коротка, что на исторические детали и их смакование времени не остается, поэтому рукопись новой книги Александра Жибрика встретил с легким недоумением. Я не сомневаюсь, что он мастер современных прочтений старых книг, прекрасно помню, как он превратил текст об Иове в неожиданно злободневные рассуждения о человечности в ее отношении к Богу. Но Иова люди вспоминают чаще, чем Исава и Иакова. Иов – близкий для всех тех, кто переживал страдания, мучился вопросом о связи доброго Бога и реального зла. А чем близки нам фигуры Исава и Иакова? Что в них общечеловеческого, знакомого и родного нам? В названии книги – этот вопрос и связанная с ним провокация. Зачем нам все эти истории о давно ушедших эпохах и почти легендарных персонажах? Кто из наших современников помнит эти имена? Не пора ли переложить Библию вглубь книжных хранилищ?
Не бойтесь задаваться таким вопросами. Перечитайте книгу о Книге с вызовом. Хорошие книги вызовов не боятся.
В который раз Библия открывается мне книгой не только Богопознания, но и самопознания. На сей раз благодаря Александру Жибрику.
Я думал о себе, узнавал себя в Исаве и Иакове, в легкомыслии одного и хитрости другого видел свои черты. Думал также о современном христианстве и христианской цивилизации, как они безответственно отказываются от своего исторического и духовного первородства. Думал о том, как легко потерять главное; как человеческие потребности заставляют торговать ценностями.
Присматриваясь внимательнее к фигурам братьев, мы убедимся, что они равнозначны в итоговых моральных оценках. Они одинаково недостойны быть избранными. И если тебе в жизни досталось больше, чем мне, не думай, что ты «лучше» или так «должно было быть». И если я как христианин получил первородство, то не столько из любви к Богу-Отцу, сколько из хитрости – ради духовного превосходства, душевного исцеления или райских блаженств.
В конце истории было примирение братьев. В нашей истории оно станет возможным только тогда, когда будут преодолены коварство Иакова и материализм Исава. Когда Иаков стал Израилем, он примирился с Исавом. Когда христианский мир вернется к Богу, он сможет выйти навстречу обиженным и обозленным братьям-мусульманам или братьям-атеистам, поделившись с ними теми благословениями, которые ранее присвоил.

М.Ч.

Комментариев нет:

Отправить комментарий