четверг, 7 октября 2010 г.

От сумы, от тюрьмы, и от Америки не зарекайся…


В данной статье мне не хочется ни абсолютизировать, ни осуждать всех тех, кто по каким-то причинам оказался заграницей, вдумчивый читатель поймет, что статья не об этом. Также мне не хочется, чтобы в моих словах кто-то увидел осуждение служению, как таковому, это не так, более того я сам был и остаюсь служителем.


Итак, я помню, как это было в конце восьмидесятых, начале девяностых, когда мы только начинали ходить в церковь и то, как менялась наша жизнь. Мы менялись, потому что следование духовному, как нам говорили, должно сопровождаться пренебрежением ко всему материальному. И мы, в самом деле, менялись, отказывались от гражданских специальностей, мирских карьер, вдохновленные ехали учиться в семинарии, а оттуда на места служения.
Интересно, что все те, кто учил нас пренебрежению к материальному, в основной массе уехали в Америку, именно потому, что их не устраивала материальная составляющая их жизни, и потому что они, как оказалось, думали о том, какое наследие и какую жизнь они обеспечат своим детям. Я помню свою растерянность, когда узнал о том, что друг нашей семьи и особенно уважаемый нами служитель, который был для нашей семьи величайшим примером служения, объявил о своем намерении уехать на ПМЖ в Штаты. А когда спустя какое-то время он приехал в гости, то откровенно говорил нам о том, как он рад, что сегодня ему не приходится думать о бутербродах, которые он может купить себе столько, сколько захочет (в отличии от всех тех, кто еще живет в этом Богом забытом крае мира, - это, конечно, моя интерпретация его слов, то, что я в тот момент услышал). Мне было интересно обнаружить, что некоторые из тех, кто призывал нас получать духовное образование и ехать на ниву служения, отучили своих детей в престижных вузах и отправили их на ниву кошения бабок. Мне больно слышать о том, как помятые жизнью жнецы духовных нив, не выдерживают и бегут от своих разбитых корыт служения, затаив гнев и обиду на Бога, «Который ломал их об колено, в то время как они отдали Ему все» (это цитата одного из них). Многие из них оставив столицу, поехали на периферию, часто в умирающие деревни, откуда молодежь бежала в город, часто из благоустроенных городских квартир в полуразрушенные дома, в которых они мерзли и терпели нужду со своими женами и детьми. В то время как великие вдохновители покрывались слоями «благодати», в своих все более и более удобных кабинетах. Они спрятали от нас простые прописные жизненные истины, которые знали сами – имей кусок хлеба, работая своими руками. Я видел, как независимые и самостоятельные служителя, становились марионетками в чужих руках, как только их лишали доступа к средствам для существования. «Тебе, что-то не нравится? У тебя своя позиция? Хорошо, не вопрос, может быть теперь ты поищешь себе какой-то другой источник для существования». Хорошая идея, отправить человека начинать жить сначала, когда он уже прожил большую ее часть или подходит к ее финалу и уже просто не умеет жить по-другому!!!. Я видел это не единожды, и всякий раз мне было противно видеть как мужчина превращается в бесхребетное существо, способное только разводить руками, обвинять себя в гордости, и убеждать себя в то, что это Бог его таким образом ведет к смирению. Когда видишь все это, иногда просто хочется закричать: Друг дорогой, это не Бог, а люди или созданная ими система породила величайший обман и несправедливость, которые необходимо раскрыть и преодолеть!
В заключении хочу сказать, что я, конечно же, не хочу абсолютизировать – не все в христианстве сегодня так и не все христианство такое, но нельзя молчать о проблемах только потому, что наряду с ними рядом с нами есть и так много позитивного и хорошего.

21 комментарий:

  1. Беззубо. да и не статья это. размышления на тему.

    ОтветитьУдалить
  2. В раннем христианстве, впрочем как и в иудаизме, говорить плохо о ближних публично приравнивалось к злоречию, если при этом человек был опозорен и унижен. С другой стороны подвергать публичной критике человека, который ее не приемлет, считалось безумием - не мечите биссер перед свиньями так сказать. Именно по этой причине, в этом "размышлении" на тему мало зубастости - тех людей, которых я критикую, нет смысла называть по имени - это ничего не изменит. А в случае тех, кого критика все таки может изменить, зачем же их позорить публично?

    ОтветитьУдалить
  3. Интересное размышление, похоже на притчу, где можно сделать вывод, что есть люди, которые являются для многих примером духовности, бросают такие вызовы, с которыми в дальнейшем и сами справятся, не могут или говорят, но сами этого не исполняют. Все просто люди, есть люди, не идеальные... Иногда амбициозные, гордые, ОЧЕНЬ РАЗНЫЕ!!! Может об эти примеры многие люди спотыкались, что печально... Но "главное" чтобы люди, которые сделали в своей жизни не правильный или правильный выбор не грешили и жили в мире с Богом и другими людьми.

    ОтветитьУдалить
  4. Обидно читать такие статьи, зная тебя и тех о ком ты пишешь....просто наверно забывается время когда ты не имел степеней, а они поддерживали твоих родителей в молитвах о тебе.

    ОтветитьУдалить
  5. 1. Обида - это грех, потому как источник чувства - обычная гордыня!
    2. Причем тут степени???
    3. Они потому и поддерживали, что прекрасно осознавали все сложности, с которыми сталкиваются интеллигентные, одаренные и образованные люди, пападающие в структуры, где все это оценивается лишь как душевные (читай бесовские) человеческие амбиции, ничего общего не имеющие с "великим Божьим предназначением"...
    Я сам прошел через эти дебри и прекрасно понимаю крик Александра!
    Проблема не в том, что кто-то может обидеться, а в том, что эти обиженные по-прежнему продолжают уродовать умных, одаренных, талантливых, и искренних до наивности людей! Тут в пору не обижаться, а публично каяться!!!
    А за молитвы вам братья огромное спасибо, только ведь это опять же на вашем счете умножение будет. А иначе, какие же вы братья?

    ОтветитьУдалить
  6. Мои "степени" в данном случае молчат, а говорит, наверное, говорит гнев, хоть я и не имею на него право - в отличии от тех, кого отправили (простите "вдохновили поехать") пастырями по деревням, я же большую часть времени "отсиделся" по семинариям, говорит обида, хоть я и не должен ее высказывать, а должен улыбаться и делать вид, что мне все нравится и что я бесконечно и безмерно счастлив, даже тогда когда из твоей жизни уходят люди, к которым ты привязался и которых любил, с которыми хотел быть рядом, у которых хотел учиться, некоторые из которых не просто молились за меня с моими родителями, но фактически родили меня в вере, а сегодня не вспоминают о моем существовании, говорит растерянность, потому что со всеми своими степенями и дипломами я не знаю, что мне ответить тем "прозревшим", но при этом уже так сильно покалеченным жизнью служителям, захотите пообщаться, могу дать адреса, а может кто-то из них напишет что-нибудь и в этом блоге.
    Я не против сытой жизни, не против Америки, я против того, когда мы проповедуем жизнь Вечную, а на деле похоже очень сильно любим жизнь земную. Я не против того, чтобы люди меняли свое место жительство, но я не понимаю того, как можно это делать, после того, как ты годами молился о том, чтобы пришла свобода и пробуждение в твою родную страну? Нужно просто было тише говорить на все эти темы.
    И последнее, не хотел об этом писать, но коль уж коснулись моих родителей. Когда лучший друг моего отца уехал в Штаты, я не видел своего отца таким растерянным, он выглядел так, как будто его предали...

    ОтветитьУдалить
  7. Будучи жителем как раз Америки и, сталкиваясь со служителями, переехавшими сюда, должен сказать (чисто для протоколу), что в своем подавляющем большинстве эти служители переехали сюда вслед за детьми (или вместе с детьми). В любом случае, "паровозом", инициатором переезда, были их дети. Я, конечно, не могу сказать, насколько репрезентативна моя выборка (лишь на основе небольшого числа церквей в Южной Калифорнии), но чем богаты, так сказать. Скажите, если бы старые служители вашей церкви не уехали восслед за своими детьми, какая жизнь ждала бы их? Только честно! Я не только о материальном (хотя и о материальном тоже). Я о духовном. В подавляющем большинстве случаев, они бы уже давно не служили. И не потому, что нет сил. А потому, что их бы "подвинули" под предлогом "новые времена - новые служителЯ". Так не лучшее ли они избрали, уехав с детьми? Там хоть в семье к ним будет уважение!
    Извините, просто накипело...

    ОтветитьУдалить
  8. Sosed, спасибо за Вашу прямоту.
    Я знаю, что вопрос затронутый мной в этой статье неоднозначный, болезненный и скорее всего неразрешимый. Как я уже говорил, я не против того, когда люди устраивают свою жизнь, но я против, когда они учат других, что этого делать не стоит. Я против того, когда люди молятся о пробуждении, а потом сбегают от него. Некоторые церкви Беларуси выехали в Америку в буквальном смысле по два-три раза. Один мой знакомый пастор как-то подсчитал, что при численности 750 человек из его церкви выехало в разную иммиграцию 1500 человек. Если посмотреть на это в масштабах страны, мне кажется, что демографическая, религиозная и даже политическая ситуация в стране могла бы быть совершенно другой, дождись евангельские верующие Беларуси и Украины плодов пробуждения, о котором они так долго молились. И еще одно, создается впечатление, что человек уехавший в иммиграцию спешит забыть все и всех из своей прошлой жизни, как страшный сон. Я не верю, что можно подвинуть своих духовных отцов, потому что их "срок годности" вышел - только вот сегодня приходится наблюдать целое поколение христиан ищущих духовных родителей, мечущихся то к Сандею, то еще к кому-то. А почему? Свои родители кинули.

    ОтветитьУдалить
  9. Кстати, вот еще один свежий пример из нашей жизни, молодого пацана только окончившего институт, правда и светский и богословский, отправляют в "мертвую" церковь - 0 прихожан и зарегистрированная церковь с купленным зданием. Кстати, нужно сказать, что церковь там уже была, но почему то осталась и без пастора и без прихожан, так вот ради того, чтобы сохранить "точку" на карте церквей Могучего Братства, почему бы не бросить под танки свежее миссионерское мясо. Причем "бросает" тот, кто своих детей сделать что-то подобное убедить или научить не смог - непослушные выросли, предпочли уехать в Америку. А этот какой молодец, взял да согласился, ни опыта служения, ни гроша за душой, но согласился стать очередным героем веры.

    ОтветитьУдалить
  10. Просто слабо понимается разница между званием пастора (что всегда для молодых видется круто, особенно глядя на пасторов больших церквей) и реальным служением пастора-мученика, что относится к любому пастору на перефирии. Это как в спецназе-приказано выжить. А дяди в кабинетах все реально понимают, но молчат. А вдруг выживет. Хотя и сами слабо в это верят.

    ОтветитьУдалить
  11. Но согласитесь, было бы более честно и правильно рассказать всю правду с самого начала...

    ОтветитьУдалить
  12. Саш, дык ты определись, всю ты правду хочешь рассказать или не всю. А по поводу бисера, безумия и злословия.. У палки всегда два конца. Я для себя решил, что страна должна знать своих "героев". Потому что если не ответить за все эти люди должны, то хотя бы попросить прощения.

    ОтветитьУдалить
  13. Боюсь, что всей правды ни я, ни ты, ни кто-то другой не знает, а пробовать себя на роль Господа Бога, прости, но несколько стремно... Хотя, по поводу прощения я пожалуй с тобой согласен, в своих ошибках стоит признаваться, тем более, что мы их все совершаем, а если еще принять во внимание тот факт, что сегодняшний я очень сильно отличается от я вчерашнего, то тут каяться вообще нужно непрестанно, причем нам всем.

    ОтветитьУдалить
  14. Ну.. давай по делу. 1. Правды всей вообще - нет, конечно. Но всей той, что известна тебе.. Юлить изволишь? 2. Про взять на себя роль Бога промолчу. Как-то не в кассу совсем. Мы же по делу говорим. Зачем псевдо-христианская риторика? Что я совсем на медные деньги учен? 3. По поводу раскаяния каждый день, читай пункт 1 и 2.

    ОтветитьУдалить
  15. Да нет не изволю, но боюсь как бы меня не начали судить тем же судом каким я изволил судить других. Позволю себе небольшой комментарий. Есть в Библии пример того, как Павел прилюдно противостал лицемерию Петра, когда тот ради иудеев отказался есть с елинами, кажется об этом упоминается где-то в Галатах, а где-то в Деяниях все тот же Павел совершает очищение четырех человек имевших на себе обет по закону, и ради кого? Читая историю, хочется сказать поторопились вы батенька с критикой своего ближнего...
    Конечно, я бы мог сегодня публично распинать ССХ (не Союз Студентов Христиан) за известные мне его грехи и ошибки (кстати, сказать, которые он вряд ли бы согласился признать за таковые), а где гарантия, что кто-то очень "маленький" кого я сегодня топчу, не замечая его боль и протесты, не станет публично судить меня не объявив мне прежде о моих пригрешениях?!! Давай вспомним, что Христос, насколько я помню Евангелия, никого не осудил публично, но предпочитал рассказывать притчи, делая намеки с тем, чтобы умные и способные к раскаянию люди себя в них узнавали и приносили соответствующие плоды покаяния.

    ОтветитьУдалить
  16. Сказать правду без хождения по христианским огородам риторики - это еще не осудить. Как иначе оценить меру ущерба, если не предоставить полный отчет по жертвам? Я же просил, елки, давай по делу. Да - да, нет - нет. А махать саблей в поле, гоняя облака - это зря потраченное время. Твое и мое. Смысл тогда твоей статье быть?
    Все прочитали, а потом включили свет и мышки разбежались по норкам.

    ОтветитьУдалить
  17. Kaffe2latte, откуда такая тяга к публичным разоблачениям? :) Я не задумывал этот блог, как средство сведения с кем-то счетов, а после моего увольнения с поста проректора Библейского колледжа ХВЕ в РБ весной 2009, все будет выглядеть именно так. Так что извини, может быть когда-нибудь в мемуарах что-нибудь и напишу, знаю я на самом деле массу "интересного" (впрочем скорее не для церкви, а для ее врагов), а сейчас на мой взгляд это будет выглядеть слишком низко.

    ОтветитьУдалить
  18. да. тяга, наверняка, есть. вытащив тьму на свет, есть шанс сделать ее светом.
    я просто посчитал, что чем писать вилами по воде, так лучше вообще не писать. это касается только данного поста.

    ОтветитьУдалить
  19. То, что хочет сказать Александр, мне понятно. Проблема в том, что в наших церквях зачастую правит система, созданная людьми. И эта система посылает братьев в "Богом забытые места". И уже потом, когда оптимизм проходит, а реальность просто убивает, братья начинают прозревать, но уже обратной дороги назад нет - жизни поломаны, приходит ропот, боль, обида...
    И эти "проекты" или "ветра учений" заменили нам живое общение с Богом. Потому что, когда Бог посылает человека миссионером, есть Его откровения, знамения, поддержка, чудеса. Даже, когда обстоятельства против человека, он не унывает, он доволен, т.к. знает, что все содействует ко благу. Приведу пример. Мой отец уже давно закончил семинарию (еще в те времена, когда это было престижно), и находился в церкви, где очень процветала "система отправки людей в темные дыры нашей страны". И служил он пастором в г.Могилеве (правда это далеко не плохое место...), но все это время у него было в сердце желание служить на севере (в Якутии), и Бог благословил его, отец уже служит в п.Батагай около 8 лет. Я был там, и скажу, что самое дремучее место в Беларуси не сравнится с этим поселком, а про климат и быт я уж промолчу. Первым делом родители устроились там на работу, т.к. на помощь от "верхов" рассчитывать не приходилось. Недавно приезжали в отпуск (приезжают раз в два года, т.к. дорога оплачивается предприятием, где они работают раз в два года). Да, они не видят, как растут их внуки, да, они очень сильно скучают по детям, да, тот климат сказывается на их здоровье, но они видят ответ и руководство от Бога, и, поэтому они служат там без капли сомнения и ропота.
    А про Америку мне сложно дать ответ, хорошо или плохо...Я видел, как епископ по могилевской области уезжал с детьми в Америку (на тот момент мы жили в Могилеве и отец был пастором церкви "Мир с Богом", в которой и находилась вся семья епископа). Да, "осадочек" остался, но не знаю, как бы я поступил, если бы мне предложили уехать...

    ОтветитьУдалить
  20. Я еще раз хочу подчеркнуть, что проблема не в том, что человек уезжает в Америку или куда-нибудь еще, выбирая для себя лучшую жизнь, однако будет ужасно, если он поступает так, после того как годами призывал других жить проще, не стремиться привязывать себя к материальному, посвящать себя на дело служения в родной стране и т.д. Несколько моих друзей переехали жить на ПМЖ в Штаты, и сказать по правде, я счастлив за них. Один из них был просто выкинут с преподавательской работы в ТИ, где мы вместе работали, после того как руководство союза ХВЕ в РБ посчитало "накладным" обучать молодежь за счет национальной церкви. Человек с магистерским дипломом и начатой кандидатской вдруг оказался абсолютно не нужен Церкви (лучше было бы сказать "братству" - они это слово очень любят, но не очень хорошо понимают его значение), которая, кстати, в свое время посылала его на учебу, а потом с гордостью называла "первый магистр" братства (так получилось, что он первым получил магистерскую степень в союзе ХВЕ Беларуси). Мне было безумно жаль, когда уезжал этот мой друг, и десятки других талантливых и помазанных людей, но что поделать, я им ничего не мог предложить, а те кто могли что-то предложить предпочитали вкладывать деньги в ремонты, реконструкции, благоустройства своих зданий, в общем во что угодно, только не в людей, а даже если и в людей, то в последнюю очередь.

    ОтветитьУдалить